Активистки КБРО ООД «ВЖС «Надежда России» в дни памяти В.И Ленина с теплом и благодарностью вспоминают его верную спутницу, единомышленницу и соратника по партийным делам- Надежду Константиновну Крупскую. За каждым великим мужчиной - стоит его великая жена,- гласит известная мудрость. Долгие годы рядом с вождем мирового пролетариата была его верная жена, разделившая с ним годы сибирской ссылки и годы триумфа Октябрьской революции, окружившая Ленина заботой и любовью до последнего дня его жизни.
26 февраля 1869 года родилась Надежда Константиновна Крупская – участница революционного движения, советский государственный и партийный деятель, жена и соратник Владимира Ильича Ленина, видный деятель народного просвещения и один из создателей советской системы народного образования, основательница советской пионерии.
Крупской принадлежат такие значимые нововведения, как полностью оплачиваемый декретный отпуск, повсеместное создание детских молочных кухонь, организация летнего отдыха и оздоровления детей и многое другое. И все это – в сложные времена Гражданской войны и последующего восстановления страны. Сейчас многое из этих достижений уже ушли в небытие. Ломается всё то, что создано было не только 30 лет назад, но и в первые постреволюционные годы. Именно поэтому важно вспомнить не только о непосредственном вкладе Крупской в развитие педагогики, но и о её вкладе в становление общества, и в достижение равноправия женщин, и о её вкладе в государственное строительство.
До октября 1917 года педагогика понималась сугубо как наука, изучающая формы преподавания, и ничего больше. Именно такой формат – формат услуги, оказанной за деньги, без воспитательной функции – пытается придать учебному процессу и современное образование. Гениальность же Крупской в том, что она подошла к вопросу образования и воспитания системно. Воспитание, считала она, - это и школьное, и внешкольное образование, это и учебники, и детская литература. Ведь не случайно впервые в мире специализированное детское издательство появляется в Советском Союзе – это Издательство детской литературы, и появляется оно по предложению Надежды Константиновны Крупской. Надежда Константиновна была членом редколлегий, автором многих журналов. По ее рекомендации издавали каталоги, справочники, словари, энциклопедии. Благодаря Крупской создана развитая сеть библиотек. Если в Российской Империи в 1917 году насчитывалось всего около 300 библиотек, включая частные, то в 1939 году их было уже 200 тысяч. Также по её инициативе создаются ВУЗы. Появляется целый ряд новых музеев. Например, если мы возьмем Российскую Империю, в ней не было ни одного музея, посвящённого мыслителю и поэту. Надежда Константиновна основала музей Белинского, музей Лермонтова, музей Чернышевского. Отдельно стоит отметить необыкновенную работоспособность Надежды Константиновны Крупской. Даже если взять ее только эпистолярное наследие, то это почти 20 томов сочинений: 11 томов педагогического наследия, шесть томов по библиотечному делу, четыре тома воспоминаний о работе с Лениным. При этом еще большее количество материалов, к сожалению, так и остались неопубликованными. Так же следует отметить вклад, который Крупская внесла в работу учителя. «Студент должен научиться работать с детьми и подростками вне школы, и с юными пионерами, и с беспризорниками, и с детьми на детских площадках, и в детских клубах, детских читальнях, столовых». Коллективная работа, обмен опытом с другими преподавателями, и, конечно же, практика – «тесно спаянная теория и практическая подготовка к работе с населением дадут того учителя-общественника, который сможет превратить школу в культурный центр». Педагогическое наследие Надежды Константиновны Крупской актуально и в наше время. Крупскую можно считать основоположницей по настоящему доступного образования в стране. Именно Крупская составляла педагогическую программу в области образования, выступала за равное образование для всех – и для мужчин, и для женщин, и для представителей различных сословий. Крупская внесла значительный вклад не только в педагогику, но и в женское движение. До октября 1917 года женщины были поражены в правах, женщина даже паспорта не имела. Появление собственного паспорта у женщины, объявление ее самостоятельной личностью, не обязанной перемещаться за мужем, вплоть до мест поселения в колониях, если он был подвергнут уголовной ответственности, – это тоже заслуга Надежды Константиновны.
По материалам «круглого стола» посвященного юбилею Надежды Крупской.
Надежда Крупская родилась в Санкт-Петербурге. Будучи слушательницей Высших женских курсов в Петербурге, с 1890 года входила в марксистские студенческие кружки. Вскоре сама стала руководить марксистским кружком студентов, затем была учительницей вечерней школы для рабочих в Петербурге, вела революционную пропаганду среди рабочих. В 1894 году встретилась с Владимиром Лениным. В 1895 году участвовала в организации и работе организованного Лениным «Союзе борьбы за освобождение рабочего класса». В 1896 году Крупская была арестована и семь месяцев находилась в тюрьме. В 1898 года приговорена к ссылке на три года в Уфимскую губернию, которая по её просьбе была заменена на село Шушенское Енисейской губернии, где отбывал ссылку Ленин; здесь Крупская стала его женой. По окончании ссылки, в марте 1901 года, Крупская уехала в Мюнхен, работала секретарём редакции «Искры», поддерживая связь с революционными организациями России, и принимала активное участие в подготовке II съезда РСДРП.
В ноябре 1905 года Крупская вместе с Лениным вернулась в Россию, в Петербург, работала секретарём ЦК партии. В годы реакции вновь эмигрировала, в качестве секретаря редакции большевистской газеты «Пролетарий» неутомимо восстанавливала связи с революционными организациями России. В 1911 году — преподаватель партийной школы в Лонжюмо. С 1912 года в Кракове помогала Ленину поддерживать связи с «Правдой» и большевистской фракцией 4-й Государственной думы. Во время Первой мировой войны была членом русской делегации на Международной женской конференции в Берне.
После свержения самодержавия, возвратившись в Россию, Крупская работала в секретариате ЦК партии. Делегат VII Апрельской конференции и VI съезда РСДРП (б). В дни Октябрьской революции работала в Выборгском районном комитете РСДРП (б) и в Петроградском Совете. После победы Советской власти более 21 года была членом коллегии Народного комиссариата просвещения РСФСР, вместе с А.В. Луначарским и М.Н. Покровским подготавливала первые декреты по народному образованию, была одним из организаторов политико-просветительской работы. Занималась организацией пролетарского юношеского движения, стояла у истоков Социалистического союза рабочей молодёжи, затем Ленинского комсомола и пионерской организации. В 1918 году избрана действительным членом Социалистической академии общественных наук. С ноября 1920 года – председатель Главполитпросвета при Наркомпросе. С 1921 года – председатель научно-методической секции Государственного учёного совета (ГУСа) Наркомпроса. Преподавала в Академии коммунистического воспитания. Была организатором ряда добровольных обществ: «Долой неграмотность», «Друг детей», председатель общества педагогов-марксистов.
С 1929 года Крупская была заместителем наркома просвещения РСФСР. Крупская стала одним из создателей советской системы народного образования, сформулировав основную задачу нового просвещения: «Школа должна не только обучать, она должна быть центром коммунистического воспитания».
Крупская — автор многочисленных работ о В.И. Ленине, трудов по коммунистическому воспитанию, педагогике и истории партии большевиков. Ей присуждена степень доктора педагогических наук. Награждена орденом Ленина и орденом Трудового Красного Знамени.
Умерла 27 февраля 1939 года. Похоронена на Красной площади у Кремлёвской стены.
Десятилетиями складывалась замечательная традиция в день рождения Надежды Константиновны возлагать цветы к Кремлевской стене, где покоится ее прах, проводить научно-практические конференции, круглые столы, чтения, с тем чтобы еще и еще раз осмыслить ее педагогическое наследие, осознать его актуальность в обучении и воспитании подрастающего поколения в современных условиях.
Память о Надежде Константиновне живет, она и сегодня нравственный образец служения Родине, ее педагогическое наследие остается живительным источником для педагогической науки и практики.
|