Выступление депутата Государственной Думы от КПРФ Дениса Парфенова на Круглом столе по изменению избирательного законодательства 10 ноября 2022 года.
Уважаемые товарищи!
Уверен, что все, кто прочитал текст нашего проекта Избирательного Кодекса, обратили внимание, что ряд его положений исправляет те довольно уродливые искажения избирательного законодательства, которые были приняты в последние годы. Эти изменения в законах и процедурах проведения выборов последние три десятилетия возникли не просто так.
В результате контрреволюционного переворота 1991-1993 годов был разрушен Советский Союз, произведён отказ от народовластия и социализма, а нашу страну насильно затащили в мировую капиталистическую систему на правах зависимого сырьевого придатка, растащили народную собственность путём приватизации по частным карманам олигархов, а богатства страны отдали на поругание транснациональным компаниям и иностранным державам. Политическим обеспечением этой жуткой экономической политики стала система власти, которая регулярно воспроизводит себя путём выборов. Именно для обеспечения бесперебойности сохранения власти в руках представителей крупного олигархического бизнеса избирательное законодательство в нашей стране постоянно переписывается. Не будет преувеличением сказать, что ни одни выборы в России не проводились по тем же законам, по которым проводились предыдущие. Каждый раз вносились какие-то изменения, подавляющее большинство из которых было в конечном итоге направлено на защиту интересов правящей верхушки, на обеспечение возможности представителям интересов капитала оставаться во власти как можно дольше.
Сейчас степень искажения избирательного законодательства уже дошла до такого предела, когда сам институт выборов, само существование выборов под угрозой. Внедрение дистанционного электронного голосования, электронных списков избирателей, отмена статуса члена участковой избирательной комиссии с правом совещательного голоса, принцип осёдлости для наблюдателей, отстранение кандидатов от предвыборной гонки путём выискивания недочётов в документах и откровенной юридической казуистики, чрезвычайно активное вмешательство органов исполнительной власти в ход выборов, политические преследования и многое-многое другое – всё это изорудовало избирательный процесс и само право избирать и быть избранными до крайней степени.
Выборы надо спасать. В этих условиях то, что партией подготовлен проект нового избирательного кодекса - это действительно очень большое дело. Огромная работа была проделана нашими товарищами, в первую очередь Ю.П. Синельщиковым, другими нашими опытными юристами. Назову только один параметр: документ содержит 464 страницы. На них воплощён в том числе и тот гигантский опыт нашей партии, наших активистов, наблюдателей, агитаторов, кандидатов и др. Я тоже поучаствовал и порядка 70 предложений дал в проект – почти все они учтены, кроме самых радикальных. Я не в обиде, может быть это даже правильно, хотя я предлагал снимать кандидатов с предвыборной гонки за неучастие в дебатах без уважительной причины и ещё там некоторые вещи.
Проект кодекса содержит ряд элементов новизны и изменений, направленных на глубокое оздоровление избирательного законодательства.
1. Выборы проводятся в последнее воскресенье марта, что повысит явку избирателей, поскольку этот период, как правило, не используется для отпусков или дачных мероприятий.
2. Возврат к однодневному голосованию.
3. Отказ от дистанционного электронного голосования (далее – ДЭГ)
4. Запрет на использование дополнительных возможностей реализации избирательных прав вне помещения для голосования (на придомовых территориях, на территориях общего пользования и в иных местах).
5. Предлагается поставить заслон использованию целого ряда грязных политических технологий, в том числе так называемых «паровозов».
6. Отмена «муниципальных фильтров».
7. Принцип неизменности нормативной правовой базы в период избирательной кампании приобретает особое значение. Законопроектом предлагается применять нормативные акты (по вопросам подготовки и проведения выборов), которые вступили в законную силу за шесть месяцев до дня назначения выборов.
8. Законопроектом предлагается отказаться от формирования избирательных участков со значительным числом избирателей. Необходимо установить верхний предел численности избирателей на участках до трех тысяч человек.
9. Проект Кодекса предусматривает дальнейшее совершенствование системы формирования и деятельности избирательных комиссий.
Избирательные комиссии будут формироваться на основании предложений политических партий, в первую очередь, из представленных в Госдуме, законодательных органах субъектов РФ. Оставшиеся вакантные места распределяются путем жеребьевки между представителями иных политических партий и общественных организаций.
Политическая партия вправе принять решение о досрочном прекращении полномочий направленного ею представителя в избиркоме с внесением предложения по кандидатуре нового члена комиссии.
С целью повышения независимости, самостоятельности, вывода из-под влияния правящей партии и исполнительных органов власти в состав избирательных комиссий не смогут входить государственные и муниципальные служащие. Председатель, заместитель председателя и секретарь избирательной комиссии любого уровня должны представлять различные политические партии. Председателем участковой избирательной комиссии не может быть руководитель организации, где располагается помещение для голосования. Председатель избирательной комиссии не должен иметь преимуществ в процессе голосования при принятии решений (не имеет решающего голоса в случае равного числа голосов членов комиссии с правом решающего голоса, поданных «за» или «против»).
Особое мнение члена комиссии с правом решающего голоса, несогласного с позицией комиссии, должно публиковаться совместно с принятым решением.
10. Корректируются требования к работе избирательной комиссии, которая в соответствии с проектом Кодекса не вправе отказать в регистрации кандидата (списка кандидатов) в случае неизвещения (несвоевременного извещения) его о фактах выявления неполноты сведений о кандидатах, отсутствия каких-либо документов, неверного их оформления.
11. Исходя из принципов открытости и гласности в деятельности избирательных комиссий, в помещении для голосования обязательно должны применяться средства видеонаблюдения и при наличии технической возможности – трансляция изображения в сети «Интернет». Ликвидация препятствий к ознакомлению с видеоматериалами.
12. Разрешается в уведомительном порядке проводить предвыборную агитацию в форме агитационных митингов, демонстраций, шествий и пикетирований.
Депутаты всех уровней будут вправе вести предвыборную агитацию, сбор подписей избирателей наряду с политическими партиями, если при этом не используются преимущества служебного положения.
В совместных агитационных мероприятиях (дискуссии, «круглые столы», в радио- и теледебатах) кандидаты принимают личное участие. Доверенным лицам такое право не предоставлено.
13. Проектом Кодекса предусмотрено восстановление для избирателей возможности голосовать «против всех».
14. Законопроект предлагает ввести норму, позволяющую взыскивать расходы на подготовку и проведение повторных выборов в связи с отказом от участия кандидата в выборах или отзывом кандидатов без вынуждающих обстоятельств.
15. В случае использования на выборах вместо стационарных ящиков для голосования технических средств подсчета голосов предусмотрен механизм проведения контрольного подсчета голосов избирателей путём жеребьёвки.
16. Проектом Кодекса предусмотрено, что при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на территории Российской Федерации, субъекта Российской Федерации голосование может быть отложено по решению ЦИК РФ.
17. Законопроектом предлагается определить единый способ распределения мандатов на выборах депутатов всех уровней. Наиболее простой и справедливый – способ естественной квоты Хэйра-Нимейера (метод наибольших остатков).
18. В законопроекте предусмотрено регулирование вопросов, связанных с проведением референдумов. В документе дано понятие референдума, отражены принципы его проведения, предусмотрены права граждан в референдуме, определены его этапы, статус участников, источники формирования фондов референдума, условия информационного, агитационного обеспечения, гарантии прав избирателей, определение результатов и итогов референдума.
19. Законопроектом зафиксировано, что граждане и организации вправе обращаться с жалобами по поводу выборов в органы прокуратуры, внутренних дел, следственного комитета, избирательные комиссии, а также в суд.
Мы понимаем, что даже идеально отрегулированные с точки зрения закона выборы при капитализме всё равно будут подвергаться искажениям и влиянию денежных мешков, частных и государственных СМИ, давлению админресурса и т.п. Более того мы понимаем, что завоевать всю полноту власти одними лишь только выборами, мягко говоря затруднительно. Хотя прецеденты есть – буквально недавно левые победили на выборах в Бразилии, в Боливии, и даже в Колумбии, которая всегда была своеобразным форпостом США в Южной Америке.
Мир идёт влево и это совершенно закономерно, что со стороны крупного капитала идут препятствия для легальной политической борьбы через выборы.
Когда-то давно, когда капитализм только утверждался как господствующий строй, демократические права и свободы, лозунги создания республики и утверждение гражданских и избирательных прав были необходимы буржуазии для борьбы с феодальной аристократией, для свержения монархий и преодоления феодализма, для осуществления перехода к новому строю, для утверждения собственного господства. Однако как только капитализм утвердился в качестве господствующего строя вместе с присущими ему политическими институтами (как правило в форме буржуазной республики), демократические права и свободы стали для власти капитала обузой.
Завершая своё выступление, я бы хотел процитировать знаменитую речь товарища Сталина на XIX Съезде КПСС:
«Буржуазия – главный враг освободительного движения – стала другой, изменилась серьезным образом, стала более реакционной, потеряла связи с народом и тем ослабила себя. Понятно, что это обстоятельство должно также облегчить работу революционных и демократических партий.
Раньше буржуазия позволяла себе либеральничать, отстаивала буржуазно-демократические свободы и тем создавала себе популярность в народе. Теперь от либерализма не осталось и следа. Нет больше так называемой “свободы личности”, – права личности признаются теперь только за теми, у которых есть капитал, а все прочие граждане считаются сырым человеческим материалом, пригодным лишь для эксплуатации. Растоптан принцип равноправия людей и наций, он заменен принципом полноправия эксплуататорского меньшинства и бесправия эксплуатируемого большинства граждан. Знамя буржуазно-демократических свобод выброшено за борт. Я думаю, что это знамя придется поднять вам, представителям коммунистических и демократических партий, и понести его вперед, если хотите собрать вокруг себя большинство народа. Больше некому его поднять.[*]»
Как вы видите, слова товарища Сталина как никогда актуальны. Понимая, что сегодня борьба за демократию неотделима от борьбы за социализм, КПРФ внесла наш проект Избирательного Кодекса и будет бороться за его продвижение.
[*] Сталин И.В. Речь на XIX съезде КПСС 14 октября 1952 года. Источник: Сталин И.В. Cочинения. – Т. 16. – М.: Издательство “Писатель”, 1997. С. 227–229.
|