«О
задачах КБРО КПРФ по реализации решений II (июньского) совместного пленума ЦК и
ЦКРК КПРФ «Об инициативах партии по обеспечению продовольственной и
экологической безопасности России»
II (июньский) совместный
Пленум ЦК и ЦКРК КПРФ, по итогам которого проводится наше сегодняшнее заседание
Комитета, был посвящен вопросам обеспечения экологической и продовольственной
безопасности страны. С докладом на данную тему выступил заместитель Председателя ЦК КПРФ,
председатель Комитета Государственной Думы по природным ресурсам,
природопользованию и экологии академик Российской Академии сельскохозяйственных
наук Владимир Иванович Кашин.
Через весь доклад
В.И. Кашина красной нитью проходит тревога за состояние дел в России. Ситуация
в стране сегодня близка к критической. Рост ВВП упал до 1%, сворачивается
промышленное и сельскохозяйственное производство, проседает экспорт. Впереди
маячит спад ВВП ещё на 3-4%, а значит, может рассыпаться федеральный бюджет.
12 сентября в ходе
заседания Правительства РФ Дмитрий Медведев подчеркнул, что в ближайшие три
года «лишних денег не будет и из-за этого расходная часть бюджета может быть
уменьшена не менее чем на пять процентов по всем статьям, кроме защищенных, а в
ряде случаев сокращения могут быть больше».
Впервые о том, что
Россия пойдет на сокращение расходов бюджета, объявил 1 сентября Президент
Путин. А в конце августа министерство финансов оценило снижение доходов
российского бюджета в 2014-2016 годах на 1,6 триллиона рублей. Это почти на 100
миллиардов рублей больше, чем указано в проекте бюджета на три следующих года.
В качестве ответа
на снижение ожидаемых доходов Минфин предлагает несколько мер. В частности, в
2014 году правительство может отказаться от индексации зарплат бюджетников и
военнослужащих. В 2015 году могут отменить льготный десятипроцентный НДС на
социальные товары.
На этом фоне
продолжается грабёж народа посредством тарифов, цен, нарастает глумление над
образованием, наукой и здравоохранением.
На фоне сокращения
социальных расходов распродаются остатки государственной собственности, в том
числе стратегической. С молотка уходят энергетические компании, оборонные и
научные предприятия и учреждения, природные ресурсы. Всё это грозит потерей
суверенитета.
Остаётся тревожной
и опасной ситуация по другим составляющим национальной безопасности. В
частности, это касается продовольственной и экологической безопасности,
которые, помимо всего прочего, влияют на здоровье нации, её выживаемость, на
демографическое положение и продолжительность жизни людей.
На данном
направлении проводимый властью социально-экономический курс завёл страну в
тупик. Наша страна сегодня находится на 97-м месте в рейтинге по
продолжительности жизни. По сравнению с 1990 г. в 2 раза выросло количество
инфекционных заболеваний и болезней органов пищеварения, на треть увеличилось
число заболеваний системы кровообращения, более чем в полтора раза —
отравлений. Всё это приводит к вымиранию населения. По разным оценкам
экспертов, за годы реформ Россия потеряла 15-20 млн своих граждан, преждевременно
ушедших из жизни.
Учитывая
чрезвычайную важность проблемы сохранения генофонда нашего народа, его
выживаемости, Комитет КБРО КПРФ вслед за ЦК партии выносит на обсуждение
сегодняшнего пленума вопрос о борьбе коммунистов за экологическую и
продовольственную безопасность страны.
Как отмечает в
своем докладе В.И. Кашина, эта борьба сложная и напряженная, она многогранна и
КПРФ придаёт ей системный характер: она включает и аналитическую работу, и
проведение различного уровня форумов, и законотворческую работу, и организацию
протестных мероприятий по защите окружающей среды и поддержке сельского
труженика.
Товарищи! Состояние
продовольственной безопасности современной России катастрофическое. Население
страны обеспечивается продуктами питания отечественного производства всего
примерно на 50%, в то время как в советское время отечественный
агропромышленный комплекс полностью обеспечивал продовольственную безопасность
державы.
За годы реформ
потребление продуктов питания резко снизилось, исключая только хлеб и
картофель. Потребление мяса в среднем на одного человека сократилось на 14%,
молочных продуктов — на 37%, яиц — на 12%, рыбы — на 14%, сахара — на 18%.
При этом АПК страны
продолжает разрушаться. В ходе реформ особенно пострадала основа сельского
хозяйства — земля.
Ухудшается
экологическое состояние сельскохозяйственных угодий — их засоленность,
закисление, переувлажненность. Огромные площади (до 40%) подвергаются водной и
ветровой эрозии.
Фактически
прекратила функционировать построенная в советское время система мелиорации.
Поддержка сельского
хозяйства на федеральном уровне крайне недостаточна, и по многим позициям не
может обеспечить даже возврата к уровню 30-летней давности. Поэтому не
удивительно, что валовое производство сельскохозяйственной продукции за годы
«реформ» уменьшилось наполовину. Сбор зерна снизился почти в 1,6 раза,
производство мяса сократилось в 1,34 раза, молока — в 1,74 раза, яиц — в 1,2
раза, в 2,9 раза уменьшилось поголовье крупного рогатого скота, коров в — 2,3
раза, птицы — в 1,5 раза, овец и коз — почти в 2,5 раза.
При этом страну
насильно втащили в ВТО, что грозит полным крахом остаткам промышленности и
сельского хозяйства.
Вступление страны в
ВТО не только не привело к обещанному снижению цен на товары первой
необходимости, в том числе и на продукты питания, но даже наоборот цены
выросли. В первом полугодии в годовом выражении хлеб подорожал на 15,7%,
макаронные изделия – на 11,8%, алкогольные напитки – на 18%, а плодоовощная
продукция стала дороже на 15,2%. Откровенный беспредел наблюдается по ряду
товарных групп – так, только за период с конца декабря 2012 г. по середину июля
2013 г. (т.е. за 7 месяцев) цены на белокочанную капусту подскочили на 162%, а
картофель подорожал в 2 раза при одновременном удорожании муки на 9% и хлеба на
7,2%.
За годы реформ
посевная площадь сельскохозяйственных культур уменьшилась на 41 млн гектаров.
В первом полугодии
2013 года размер посевных площадей сократился: на 20,7% по сахарной свёкле, на
4,4% по картофелю и на 1,4% по овощам.
Одновременно с этим
на 24,5% обвалились запасы зерна в сельскохозяйственных и заготовительных
организациях. Запасы пшеницы сократились на 41,9%, ржи – на 36,3%, проса – на
59,5%, риса – на 48,9%, ячменя - на 19,6%, а овса – на 29,2%. К концу 2013 года
Россия рискует получить дефицит зерновых и, как следствие, всплеск цен на
продукты питания.
Ситуация
усугубляется продолжающимся сокращением поголовья крупного рогатого скота на
1,8% (коров – на 1,7%), а также снижением надоев молока на 4,2% и производства
яиц на 0,7%.
Товарищи! Более
половины хозяйств АПК всех форм собственности убыточны. Одной из главных причин
такого положения является диспаритет цен между сельскохозяйственной продукцией и
промышленной. Цены на промышленную продукцию в годы «реформ» росли в 4-5 раз
быстрее, чем на сельскохозяйственную. АПК оказался не в состоянии окупать
затраты на производство, из-за чего стал должником как федерального бюджета,
так и частных финансовых структур. Закредитованность села приближается к 2 трлн
рублей. В то же время посредством диспаритета цен за последние 10 лет из села
выкачано более 1,5 трлн рублей. Диспаритет цен на промышленную и
сельскохозяйственную продукцию душит крестьянина.
В 21 субъекте РФ
реализация зерна убыточна. Ещё хуже ситуация с мясом: реализация говядины
убыточна в 78 субъектах РФ из 82, баранины — в 48, птицы — в 22. Такая же
примерно картина и по молоку.
Кровососы-банки
выдают крестьянину кредиты в лучшем случае под 18-20%. Государство частично
возмещает расходы по возврату кредитов, выделяя субсидии для снижения
процентных ставок. Да, это красивый жест, но в чью пользу? В большей степени в
пользу банкиров.
Остаётся нерешённым
и вопрос доступа крестьян на рынок. По-прежнему на труде крестьянина наживаются
всякого рода посредники и прихлебатели. КПРФ предлагает решить эту проблему
через организацию сети сельхозрынков, возрождение сельхозпотребкооперации.
Для достижения
показателей, обеспечивающих продовольственную безопасность, необходимо внедрять
современные высокоэффективные технологии, разработать программу
ресурсосбережения сельскохозяйственного производства на 2013-2020 гг.,
возродить систему подготовки и переподготовки кадров, восстановить
сельскохозяйственное машиностроение и оснастить сельское хозяйство современной
техникой. Следует иметь тракторный парк в составе 3 млн единиц, исходя из
расчёта 2,5 трактора на 100 гектаров пашни, и по одному комбайну на 100
гектаров посевов.
Сегодня на селе, по
данным минсельхоза, работают 525 тыс. тракторов, 135 тыс. зерноуборочных
комбайнов, 27 тыс. кормоуборочных комбайнов и другая техника. В таком объёме
техники явно недостаёт для обеспечения технологического цикла обработки земли и
уборки урожая. При этом надо помнить, что большинство машин и механизмов на
селе давно выработали свой ресурс. Правительство намеревалось в течение
2008-2012 гг. обновить парк тракторов на 40% и на 50% — парк комбайнов.
Фактическое же обновление идёт черепашьими темпами. Обновление парка тракторов,
например, составляет 2% в год, зерноуборочных комбайнов — 4,3%, а
кормоуборочных комбайнов — 3,5%.
На голодном пайке
находится и сельскохозяйственная наука. Во многом она держится лишь на
энтузиазме патриотов-подвижников. Предлагаемые российскими учёными научные
разработки, в том числе и модель восстановления и развития АПК России, не
только не внедряются, но и замалчиваются. Уничтожается техническая база
аграрной науки. Ликвидирован ряд ведущих научно-исследовательских институтов.
Существующие
социально-экономические проблемы аграрного сектора России характерны и для КБР.
В республике
наблюдается технико-технологическая деградация сельскохозяйственного производства, опережающее выбытие основных
фондов по сравнению с их вводом, в первую очередь их активной части (тракторов,
комбайнов, доильных аппаратов, кормораздатчиков, транспортных средств и т.д.),
высокий уровень износа технических средств.
Весомым фактором
низкого уровня эффективности функционирования многих предприятий АПК республики
является неспособность некоторых специалистов адекватно реагировать на
изменившиеся условия хозяйствования, обвального сокращения государственной
финансовой поддержки и по ряду других, прежде всего
организационно-экономических факторов.
Структурные сдвиги
в АПК КБР следует ориентировать на создание сбалансированной системы –
«Сельское хозяйство – хранение – транспортировка – переработка».
Современная
экономика Кабардино-Балкарии знает примеры многомиллионных и даже миллиардных
инвестиций в сельскохозяйственные проекты по западным образцам. Но, к
сожалению, такие проекты имеют одно серьезное «но». Зачастую дорогие
инвестиционные программы подразумевают внедрение современных автоматизированных
систем всех видов, а это означает
максимальное уменьшение участия человека в работе. С одной стороны, это благо:
суперсовременная автоматизация производств, где один оператор контролирует
деятельность огромных масштабов, с другой – отсутствие рабочих мест, общин,
бригад, коллективов.
И потом,
современный инвестиционный проект в агробизнесе подразумевает регулярное
финансирование и благоприятные условия, но мы сталкиваемся с серьезной
проблемой: крестьянин не может претендовать на инвестиционные миллиарды и
современную технологическую поддержку.
Исходя из анализа
указанных проблем, мной подготовлен ряд поправок в законодательство, суть
которых состоит в снижении давления на малый сектор сельских хозяйств, ферм,
агропроектов, внедрение «налоговых льгот и налоговых каникул» в периоды
начального развития таких хозяйств.
Товарищи! В своем
докладе Владимир Иванович Кашин уделяет большое внимание проблемам экологии. Он
отмечает, что глобальные экологические
проблемы связаны с изменением климата, деградацией биосферы, водным
дисбалансом, потерей биологического разнообразия. На локальном уровне проблем
не меньше: загрязнение атмосферного воздуха, воды, почв, уничтожение лесов и
особо охраняемых территорий.
С сожалением
приходиться констатировать, что экологические проблемы не обошли стороной и
нашу республику. В этом ряду и загрязнение атмосферного воздуха, и проблемы
утилизации отходов производства и потребления, загрязнение водных объектов
неочищенными и недостаточно очищенными сточными водами, деградация почвенного покрова, неудовлетворительное состояние
лесонасаждений, неудовлетворительная охрана санаторно-рекреационной
зоны.
Еще в 2007 году аппаратом
Совета по экономической и общественной безопасности Кабардино-Балкарской
Республики был проведен анализ данных уполномоченных органов в области охраны
окружающей среды о состоянии водных биологических объектов и среды их обитания
в Кабардино-Балкарской Республике. С тех пор ситуация нисколько не улучшилась.
Как следует из обнародованного доклада, анализ
информации, основанной на многолетних наблюдениях специалистов, позволяет
говорить о резком снижении качества воды в реках республики, обусловленном
хозяйственной деятельностью человека.
Первостепенное
отрицательное воздействие оказывают: деятельность спиртодрожжевых предприятий
КБР и Северной Осетии, катастрофическая изношенность очистных сооружений,
загрязнение русел и пойм рек бытовыми отходами и отходами сельхозпредприятий, браконьерство.
Так, ниже сбросов
спиртодрожжевых предприятий по рекам наблюдается изменение физических и
химических свойств воды, выраженное в высоких концентрациях ядовитых веществ,
наличии гнилостного запаха и запаха барды – побочного продукта спиртопроизводящих
предприятий, слизистых хлопьев в толще воды, обильного бактериального и
слизистого налета на камнях, нехарактерных для горных рек.
Согласно Госдокладу
2010 года о состоянии окружающей среды и природопользовании КБР, объем
сброшенных в открытые водоемы загрязненных сточных вод достигает 53 млн.м3
в год.
Необходимо указать,
что проблема загрязнения рек спиртодрожжевыми предприятиями появилась не
сегодня. Уполномоченные органы по охране окружающей среды в рамках
предоставленных полномочий принимают усилия по решению данного вопроса, но, к
сожалению, безрезультатно. Представляется, что причина продолжающегося
издевательства над природой заключается не в отсутствии материально-финансовых
средств, необходимых для установки соответствующего оборудования, а в
откровенном игнорировании руководителями предприятий отрасли требований
действующего законодательства и предпочтении сиюминутных материальных выгод
общему экологическому благополучию республики и региона в целом.
Следующим фактором,
негативно влияющим на качество воды и биоресурсы рек, являются стоки очистных
сооружений предприятий водоканала и жилищно-коммунальных хозяйств. Большинство
этих сооружений находятся в аварийном состоянии и требуют первоначального
капитального строительства или капитального ремонта в связи с изношенностью.
Вообще не
функционируют очистные сооружения в Нарткале, Баксане, Майском и Чегеме.
По имеющимся данным,
ежесуточно в бассейны наших рек сбрасывается около 40 тыс. куб.м. неочищенных
вод.
Нагрузка на
гидроресурсы особо велика в Нальчике. Далее следуют Терский и Урванский районы.
Несмотря на общую
тенденцию уменьшения запасов рыбы в реках КБР в последние 10-15 лет в
республике ведется интенсивный браконьерский лов с использованием, прежде всего,
электроудочек. Как указано в докладе Совета безопасности КБР, по предварительным подсчетам, за сезон
(апрель-октябрь) один браконьер добывает рыбы на сумму не менее 60-70 тыс. рублей.
Только на реке Терек (участок от поста «Джулат» до с.Хамидие) действует около
10 организованных браконьерских групп общей численностью до 60 человек, ущерб
от деятельности которых составляет приблизительно 6-7 млн.рублей в год.
Подобная картина наблюдается практически на всех реках республики.
Нанося урон рыбным
ресурсам, не принимается никаких мер по их восполнению.
Несмотря на
имеющиеся благоприятные по своим гидрохимическим и гидробиологическим
параметрам водные ресурсы, в Кабардино-Балкарии не развивается такая отрасль,
как товарное рыборазведение. А ведь при должном уровне развития это создало бы
дополнительные рабочие места (что актуально особенно для жителей сельской
местности) и явилось бы дополнительным источником пополнения доходной части
бюджета.
Согласно информации
гидробиологов КБГУ, с начала 90-х годов произошел практически полный развал
прудового рыбоводства в республике. Даже специализированные рыбные предприятия
(Майский лососевый компенсационный рыбзавод на реке Терек, Лечинкаевский
форелевый завод на реке Чегем, Урванский карповый питомник) пришли в упадок.
Попытки передачи прудового хозяйства в арендное пользование значимых
результатов не принесли. Практически вся товарная рыба, реализуемая в КБР,
завозится из Ставрополья. Между тем, прошлый опыт показывает возможность
выращивания в республике прудовой рыбы.
Следующим фактором,
негативное влияющим на водные биоресурсы, да и на внешний вид республики в
целом (и особенно ее санаторно-курортной зоны), являются несанкционированные
свалки сельскохозяйственных и бытовых отходов, которые обычно располагаются в
водоохранных зонах рек (непосредственно в поймах и надпойменных террасах). Они
имеются практически вокруг всех населенных пунктов республики.
Таких свалок на территории республики выявлено 216 общей
площадью 283,8 гектара. Наши реки засоряются бытовыми и хозяйственными
отходами.
Кроме того, в
поймах рек ведутся (часто без лицензии и согласования) разработки песка,
гравия, камня, сбрасываются без всякой очистки стоки фермерских хозяйств, что способствует
загрязнению почвы, подземных и поверхностных вод, а также атмосферного воздуха
при сжигании мусора.
Остро стоит
проблема утилизации пришедших в негодность удобрений, отходов деятельности
медицинских учреждений, останков животных, люминесцентных ламп и автомобильных
покрышек. В республике на протяжении не
одного десятилетия поднимается вопрос строительства полигона для захоронения
вредных промышленных и сельскохозяйственных
отходов, однако специального
полигона так и нет.
Официальных свалок
в КБР 10, однако, и их необходимо обустраивать в соответствии с требованиями
СНиП или начинать проектирование и строительство полигонов, отвечающих
санитарным нормам.
Муниципалитеты
обеспечивают вывоз на официальные полигоны не более 50 процентов мусора, все
остальное складируется на несанкционированных свалках.
К сожалению,
санитарное состояние наших территорий (как внутри населенных пунктов, так и вне
их) создает сегодня антирекламу нашей республике. Туристы, прибывающие в КБР
автомобильным, воздушным или железнодорожным транспортом, в пути следования к
местам отдыха могут наблюдать свалки, кучи бытового мусора вдоль дорог, в
поймах рек, а порой и непосредственно в зонах отдыха.
Высоким остается
уровень загрязнения атмосферного воздуха в Нальчике, Прохладном, Майском. В
течение последних лет в республике ежегодно в атмосферу поступает 7 тыс.т.
вредных веществ от стационарных источников и в 20 раз больше вредных веществ от
автотранспорта.
Коэффициент
нагрузки на атмосферу наиболее велик прежде всего в черте г. Нальчика: он на
порядок выше любого района, превышая в 100 раз аналогичный показатель в Эльбрусском,
Чегемском и Зольском районах. Причина в том, что Нальчик – один из главных
промышленных центров КБР.
Территориями
сильной техногенной нагрузки на все компоненты среды являются наиболее развитые
в индустриальном отношении Баксанский и Урванский районы. Территории со средней
техногенной нагрузкой – Терский, Майский и Прохладненский районы. Но в них
наибольшая нагрузка приходится на земельные ресурсы.
В республике,
особенно в г. Нальчике, идет снос зеленых насаждений. В большинстве случаев это
происходит при строительстве коммерческих объектов, автостоянок, автозаправок. При
этом не производится компенсированная посадка зеленых насаждений. Только в прошедшем году по проспекту им. Ленина при
строительстве карманов для стоянки автотранспорта уничтожено часть зеленой
зоны.
А ведь с помощью
зеленых насаждений содержание токсичных газов в промышленной или городской
атмосфере снижается: двуокиси углерода на 10-30%, сероводорода –
на40-74%,окислов азота - на 15-35%.
Остановлюсь еще на
одном примере, который в будущем может нанести непоправимый вред экологии
республики:
В безлесном Терском
районе, который относится к степной зоне республики, распахивается практически
вся земля под сельскохозяйственные культуры. Доктор технических наук, профессор
Асланбек Шогенов (все вы хорошо его знаете по публикациям в газете «Советская
Россия») во избежание этого рекомендует привести в порядок старые лесополосы и
посадить новые. Он напоминает о том, что, посаженные в советское время
лесополосы, которые сегодня имеют довольно жалкий вид, спасли многие земли КБР
от пагубных последствий природы – суховеев, черных бурь, эрозий почвы.
Товарищи! Из всего
вышесказанного видно, какие острые проблемы накопились в стране и республике в
области экологической и продовольственной безопасности. Они требуют
незамедлительного решения. Наша задача, задача всей партии, как сказал Владимир
Иванович Кашин, — быть в авангарде всенародной борьбы за сохранность окружающей
среды, за обеспечение конституционных прав каждого человека на благоприятную
окружающую среду, доступное и безопасное питание. Вот наши главные ориентиры и
цели!
И мы, коммунисты
Кабардино-Балкарии, должны сделать все, чтобы их добиться!
|