В преддверии празднования 23 февраля секретарь первичного партийного отделения г. Нальчика «При горкоме» Алена Чернова рассказывает о своем отце, Александре Павловиче Дьяченко,истинном коммунисте, на протяжении нескольких лет возглавлявшего КРК КБРО КПРФ:
Одно из моих самых первых воспоминаний детства - большая теплая рука отца, крепко держащая меня за маленькую ладошку. Мы вместе идем в детскую библиотеку, а мне всего три с половиной года. К этому времени я уже умела читать, чем приводила в удивление всех наших знакомых. Именно с этого момента я могу осознанно восстановить в памяти судьбу офицера России, негромкого героя своего времени – Александра Павловича Дьяченко, оставившего свою страницу в истории города Нальчика.
Он родился 28 ноября 1932 года в станице Георгиевская Ставропольского края. Отец, Дьяченко Павел Степанович, участник трех войн: Финской, Великой Отечественной 1941-1945гг. и войны с Японией. За мужество и храбрость, проявленные в боях за родную землю, награжден многочисленными наградами. Мама, Серафима Михайловна, домохозяйка. В семье было двое детей – Александр и младшая сестра Надежда.
Несколько лет семья жила в Баку, где мой дедушка работал на нефтяных промыслах. В 40-х годах семья переехала в город Нальчик. Мне рассказывал дедушка, что Александр с детства был склонным к серьезному изучению школьных предметов, учился только на пятерки, дома с удовольствием помогал матери и сестренке вести немудреное домашнее хозяйство, пока отец был на фронте.
Хорошо помнил отец годы оккупации. Как-то на постой в их дом определили молодого немца из штабных. Немец был очень аккуратным и часто приносил по вечерам, после своей службы в штабе какие-то продукты, иногда дрова, подкармливал маленьких детей Сашу и Надю. Но когда вместе с ним приходил кто-то из его товарищей-немцев, то постоялец вел себя по-барски, хотя детей никогда не обижал. Отцу было семь лет, многое понимал уже и, когда немец не видел, он грозил в его сторону маленьким кулаком: «Фашист!», как научили более взрослые соседские мальчишки, проводившие на фронт своих отцов.
Учился отец в школе №7, а потом, в связи с переездом на «4 линию», перевелся и в 1951 году окончил мужскую среднюю школу № 4 г. Нальчика. На основании постановления Совета Народных Комиссаров ССР от 21 июня 1944года № 750 «О мероприятиях по улучшению качества обучения в школе» Дьяченко Александр Павлович награжден серебряной медалью, что давало владельцу аттестата право поступления в высшие учебные заведения Союза ССР без вступительных экзаменов (согласно параграфу 4 Положения о золотой и серебряной медалях «За отличные успехи и примерное поведение», утвержденного Советом Народных Комиссаров Союза ССР 30 мая 1945года).
У нас в семье бережно хранится его аттестат зрелости, где среди всех пятерок была только одна четверка по литературе, впоследствии мой отец никак не мог объяснить, почему у него была такая оценка. Всю жизнь он любил и ценил хорошие книги, в нашем доме главной ценностью были подписные издания русских классиков и зарубежных писателей. Большой удачей для себя он считал возможность подписаться на двухсоттомное издание «Библиотека всемирной литературы», книги из этой серии он прочитал практически все. Отец обладал уникальной памятью, которую тренировал все годы жизни.
По окончании школы Александр по совету родителей решает поступать в Грозненский нефтяной институт, однако, оказывается, что для поступления в институт ему нужно знать английский язык. А в школе Александр учил немецкий язык и владел им практически в совершенстве. Даже выступал на школьных литературных вечерах с чтением поэзии Гете. За оставшийся до экзаменов месяц он выучил всю школьную программу по английскому языку и уже на первом курсе ничем не отличался по знаниям английского языка от своих товарищей по студенческой группе.
Во время учебы в институте отец был активным комсомольцем, редактором стенной газеты, был душой студенческой компании, с особым усердием продолжал изучать английский язык, увлекся игрой в шахматы. До преклонного возраста он читал книги на английском языке, фиксируя по минутам скорость усвоения текста. Выписывал незнакомые слова, заучивал их, любил общаться с педагогами университета, отрабатывая произношение.
Одним из важных предметов в институте было черчение – чертил он черной тушью с помощью рейсфедера великолепно, его работы ставили в пример даже старшекурсникам института. Усидчивость и целеустремленность были одними из главных его качеств уже с юности. Отец в студенческие годы начал писать стихи, в основном шуточные, щедро раздавал их друзьям, по институту ходили меткие эпиграммы и четверостишия, которые он посвящал своим друзьям и преподавателям. Ни одного стихотворения тех лет в нашей семье не сохранилось, но два его стихотворения я берегу для своих детей и внуков.
Уже на старших курсах к отцу внимательно присматривался сотрудник Комитета государственной безопасности, работавший со студентами. Во время учебы в институте отец прошел полный курс военной подготовки на военной кафедре, сдал все нормативы ГТО, особо преуспел в легкой атлетике и силовых видах спорта.
На комиссии по распределению отец одним из первых подошел к большой, вывешенной на стене кабинета ректора института карте Советского Союза. На ней были флажками отмечены места, где ждали молодых инженеров-нефтяников. На выбор выпускнику Дьяченко предложили город Баку и Татарскую Автономную Республику. Отец по какому-то наитию выбрал распределение в Татарстан, где в эти годы начинались разработки ныне крупнейших нефтяных промыслов. В 1956 году он приехал в город Бугульму и начал свою трудовую деятельность в качестве инженера нефтяной промышленности. Вскоре ему поступило очень серьезное предложение. Молодого паренька-коммуниста, статного и скромного, с обаятельной славянской внешностью пригласили на службу в органы государственной безопасности страны, направили на учебу в высшую школу КГБ в г. Киеве, которую он окончил с отличием. Последующие двадцать пять лет он прослужил в органах государственной безопасности, пройдя путь от лейтенанта до подполковника, имея в своем послужном списке нелегкие годы работы на зарождающемся нефтяном мега-комплексе Татарстана, на строительстве крупномасштабного стратегического объекта- энергетического комплекса Заинской ГРЭС, и, конечно, самыми ответственными годами службы отец считал работу в городе Набережные Челны на Всесоюзной Ударной комсомольской стройке нашей родины. Как начальник отделения КГБ он контролировал безопасность государственной важности объекта от выемки первого ковша грунта на месте начала строительства КамАЗа в 1968 году и до обеспечения безопасности во время торжеств всесоюзного уровня, посвященного пуску первой линии конвейера автогиганта в 1974 году. И потом еще до 1982 года он служил в КГБ города Набережные Челны, самым непосредственным образом вписал свою яркую страницу в историю этого знаменитого автомобильного гиганта Отечества.
Я уже осознанно помню то время, могу сказать, что такой напряженной работы даже сейчас невозможно себе представить. На гигантскую стройку приехала молодежь со всего Советского Союза, было задействовано огромное количество специалистов машиностроения из Японии, Италии, Америки, с крупнейших автоконцернов мира. Размах стройки был таким, что сейчас уже не повторится никогда. Отец работал спокойно, уверенно, во всем чувствовался его выдержанный характер, профессионализм, выработанный с годами. Мама моя в эти годы была начальником паспортной службы в новом строящемся районе города Набережные Челны. На долю родителей выпали нелегкие годы службы, с которой они справились с честью и достоинством офицеров Советского Союза.
Несмотря на напряженный ритм работы, отец успевал заниматься и моим воспитанием, мы ходили в походы, много читали, любили лыжные прогулки. Сейчас мы с мамой перебираем его документы и удивляемся огромному количеству его наград, медалей и Почетных грамот, подписанных всесильным шефом КГБ СССР Ю. В. Андроповым. Среди особо чтимых – знак «Ударник строительства КамАЗа», дающий большие льготы и привилегии, которыми отец никогда не пользовался. Все награды были получены за самоотверженный труд и безупречную службу.
В годы работы в Татарстане отец стал участником удивительных событий, – еще на заре своей служебной биографии он был дважды направлен в составе делегации нефтяников в одну из англоязычных стран. Под видом простого инженера он осуществлял свою негласную службу. Владея безупречным знанием английского языка, он вел во время командировки оперативное прикрытие мероприятий и разработок, хотя об этом он без подробностей рассказал практически перед своей смертью.
Коммуникабельность и огромная доброта к людям позволили отцу сплотить вокруг себя большой круг друзей и единомышленников, среди которых и бывший министр внутренних дел СССР В.П. Баранников, профессура вузов, директора и школьные педагоги.
Его имя вписано и в историю советской космонавтики. Именно отцу довелось организовывать охрану особо секретного объекта, спускаемого аппарата с собакой-космонавтом Чернушкой на борту, приземлившейся в Заинском районе ТАССР. Металлический шар с парашютом и отдельно манекен в человеческий рост с парашютом приземлились в неожидаемом проектом месте – в селении Токмак недалеко от города Заинск ТАССР. Весна в тот год была на удивление поздней и очень снежной. Тракторами расчистили дорогу для приехавших машин. В Старом Заинске в помещении аэропорта расположился временный штаб охраны объекта. Круглосуточно три дня офицеры госбезопасности, сотрудники милиции и курсанты Елабужской школы милиции обеспечивали дежурство на колхозном поле селения Токмак. На место приземления объекта прибыла на вертолете немногочисленная делегация, среди которых были люди, чьи имена отец узнал значительно позже, после удачных стартов первых космонавтов нашей Родины.
Вспоминал отец и несколько курьезных случаев этого события. Еще до прибытия сотрудников КГБ и милиционеров один из колхозников подцепил к трактору ярко-оранжевый парашют от спускаемого манекена. Решил, наверное, применить в личном хозяйстве суперпрочную яркую ткань. Его сосед, позавидовав, тут же «настучал» участковому и парашют был возвращен на место. А позже в конце апреля, когда окончательно сошел снег с поля, колхозники обнаружили недалеко от этого места крышку от спускаемого аппарата и мелкие железные детали. Отец перевез крышку в сарай отдела милиции и сообщил о находке по телефону, оставленному московскими «гостями». Почему-то за крышкой так никто и не приехал, но поступил приказ обшить её мешковиной и отправить почтовым грузом по железной дороге в Москву, продиктовали адрес. Секретарь КГБ Нина Гуськова обшила крышку, отец написал на ней адрес и на телеге (крышка была размером в полтора метра) отправил бесценный груз по назначению. Две мелкие железки еще долго бесхозно лежали в сарае, пару раз переезжали с нашей семьей, а потом затерялись, а жаль.
В Татарстане произошла и встреча моего отца с единственной на всю жизнь любовью. Однажды во время дежурства молодой лейтенант КГБ Александр Дьяченко, естественно в гражданской одежде, обходил территорию городского парка, где в субботний вечер звучала музыка духового оркестра и было многолюдно на танцевальной площадке. Издалека он увидел высокого знакомого комсомольца Витю Баранникова, студента Училища культуры, члена отряда комсомольской дружины с красной повязкой на рукаве. Виктор дежурил на танцплощадке и ему неожиданно надо было добежать по каким-то делам до Горкома комсомола. Виктор был с кареглазой студенткой из своей группы. Чтобы не оставлять девушку одну, Баранников попросил своего друга Александра Дьяченко составить им компанию и побыть с Ритой до его прихода. Это была судьбоносная встреча. А будущий министр внутренних дел СССР В.П. Баранников, на всю жизнь остававшийся другом моих родителей, при каждом удобном случае с шуткой вспоминал, что Саша «увел» у него невесту. Баранников частенько звонил родителям в Нальчик, обещал приехать, но служебные дела не оставляли свободного времени.
Вместе с мамой папа прожил 53 счастливых года, отметив свой золотой юбилей свадьбы.
Там, на елабужской земле Татарстана, родилась я, продолжившая славную династию офицеров России.
Одним из главных качеств отца было постоянство, у него все было прочно и надежно. Куда бы не посылала его служебная необходимость, он оставлял после себя не только добрый след, но и ухоженный сад. От родителей ему передалась безмерная любовь к работе на земле. В пяти городах жили родители, и в каждом городе остался после них яблоневый сад, посаженный руками отца, и многоцветье ярких цветочных клумб, с любовью выращенных мамой.
Папа очень любил фильм «Семнадцать мгновений весны», дважды пересматривал его. Негромко комментировал, одобряя поведение и поступки Штирлица. Особое служебное положение не позволяло ему рассказывать в семье о работе и поэтому я долго не знала и не понимала, кем же работает мой отец. Нам нечасто приходилось подолгу беседовать, все дела какие-то, как у всех, но однажды мы вместе ехали из Елабуги в Нальчик на своей машине. Ехали только днем, поэтому добрались только на четвертый день. Три дня он без устали рассказывал мне о своем детстве, о своей родине, о любимом Нальчике. Я с интересом узнавала о некоторых сторонах его работы, когда удавалось путем сложных умозаключений и кропотливой бессонной деятельности противостоять силам нарушителей закона и государственной безопасности, предотвращать беду.
После выхода в отставку, в 1982 году, наша семья переезжает в город его детства и юности – родной и прекрасный НАЛЬЧИК, где его ждали любимые, уже постаревшие родители. Здесь, находясь на заслуженном отдыхе, он ни одного дня не провел без работы. Много лет отдал работе в должности начальника службы Гражданской обороны в КБГУ, а потом всецело посвятил себя партийной работе. Он был настоящим и верным коммунистом.
Своим главным богатством он считал нашу семью, любил свою жену, меня, своих двух внуков. Все мы – офицеры России, мама – майор милиции в отставке, заместитель председателя Совета ветеранов ОВД и ВВ КБР, я подполковник внутренней службы в отставке, мой сын, его внук – подполковник полиции, начальник отдела организации охраны и конвоирования спецучреждений полиции Управления организации охраны общественного порядка и взаимодействия с органами исполнительной власти Республики Татарстан и местного самоуправления МВД по Республике Татарстан, моя дочь – капитан полиции, только что награждена знаком МВД по Республике Татарстан «За отличие в службе» по итогам работы по раскрытию преступлений.
Папы уже нет с нами, но мы живем, согретые теплотой его большого сердца.
Во время службы за успехи в оперативно-служебной деятельности отец награжден медалями «40 лет Вооруженных Сил СССР», «50 лет Вооруженных Сил СССР», «60 лет Вооруженных Сил СССР», «70 лет Вооруженных Сил СССР», «20 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов», «За воинскую доблесть», «В ознаменование 100-летия со дня рождения В.И. Ленина», «Ветеран Вооруженных Сил СССР», «За безупречную службу» трех степеней, нагрудным знаком «50 лет ВЧК – КГБ».
Находясь на заслуженном отдыхе, отец не отошел от общих дел, принимая активное участие в военно-патриотическом воспитании подрастающего поколения. За активное участие в общественно-политической работе был удостоен наград Коммунистической партии Российской Федерации, среди которых ордена «Партийная доблесть» и Сталина; медали «50 лет Победы в Великой Отечественной войне», «90 лет Вооруженных Сил», «80 лет Великой Октябрьской социалистической революции» и «90 лет Великой Октябрьской социалистической революции».
|