Сегодня в чрезвычайно сложных условиях оказалась не только наша страна, но и весь мир. Экономический кризис глобального капитализма осложняется кризисом межгосударственных, межнациональных, межконфессиональных отношений, а также усилением имущественного расслоения мирового общества. Богатые всё больше богатеют, бедные всё стремительнее нищают. На вершине мирового господства пока ещё крепко стоят США, чьё лидерство служит доказательством абсурдности и несправедливости современной системы капитализма. Мировым лидером считается государство, внешний долг которого ужепревысил 18 триллионов долларов и, по прогнозам наиболее влиятельных американских экспертов, продолжит расти. То есть эта страна является потенциальным банкротом, живёт исключительно в долг, но её экономика при этом провозглашается самой передовой и самой процветающей.
Фикция «антикризисного плана»
В рамках сложившейся модели мироустройства Россия остаётся государством с сугубо сырьевой экономикой, которая в значительной мере сосредоточена в руках иностранных собственников. Доля иностранных компаний в российском сырьевом секторе составляет примерно 43—44% уставного капитала. При этом по объёму ВВП на душу населения, по уровню жизни, по уровню образования и здравоохранения мы, согласно исследованиям различных российских и международных организаций, в лучшем случае перемещаемся между 50-м и 60-м местами в мире. Наша денежно-кредитная система полностью зависима от доллара и евро, что ещё больше подрывает экономический суверенитет страны.
Сегодня Россия не только обложена санкциями, но и лишена правовой возможности защищать свои государственные интересы на мировой арене. Одно из доказательств этого — решение Европейского суда по правам человека, согласно которому российское государство обязано выплатить несуществующий долг акционерам ЮКОСа.
Однако самое серьёзное испытание для России — это проводимая в стране антисоциальная, можно сказать, антигосударственная политика. Проводит её некомпетентное и раздираемое внутренними противоречиями правительство.
Противоречия между различными министерствами и их руководителями проявляются и в процессе работы над бюджетом, и при подготовке государственных программ, касающихся кредитной и финансовой политики. При этом правительственные чиновники не демонстрируют стремления улучшить экономическую политику, сделать её в большей степени социально ориентированной, а попросту делят сферы влияния, подменяя работу на благо страны аппаратными играми и демагогическими мероприятиями.
Одним из них стал прошедший 13—15 января Гайдаровский форум, на котором правительственные чиновники произносили пространные речи и дискутировали друг с другом, но так и не сказали ровным счётом ничего о том, как выводить страну из кризиса и что для этого собирается предпринять власть. Это мероприятие, носящее имя главного архитектора «шоковой терапии» 1990-х, одного из самых беспринципных разрушителей нашей страны, выглядело не как собрание ответственных государственных деятелей и высокопрофессиональных управленцев, а как бессмысленные словопрения экономических фантазёров-авантюристов.
Примером серьёзных разногласий внутри правительства может служить новый антикризисный план, который разрабатывался кабинетом министров по поручению президента. В процессе его рассмотрения на очередном правительственном заседании 2 февраля премьер-министр Медведев дал ему весьма одобрительную оценку и заявил, что этот «пакет предложений призван создать задел для стабильного развития экономики в среднесрочной перспективе». Но министерство финансов подготовило свои корректировки, которые направлены на принципиальное изменение первоначального содержания плана. По сути, либералы из экономического блока правительства предлагают исключить из него расходы на поддержку отечественной экономики.
В частности, минфин потребовал вычеркнуть следующие важнейшие пункты:
— субсидии производителям отечественной сельскохозяйственной техники в размере 10 млрд. рублей;
— финансирование научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в размере 21 млрд. рублей;
— субсидии на создание новых малых и средних предприятий и на модернизацию производства, размер которых должен был составить 10 млрд. рублей;
— составляющие 12,2 млрд. рублей субсидии промышленным предприятиям на уплату процентов по кредитам;
— выделение 23 млрд. рублей на поддержку сельского хозяйства.
Как видим, минфин предложил исключить из антикризисного плана именно те расходы, которые направлены на поддержку реальной экономики и на импортозамещение.
Кроме того, он исключил из перечня антикризисных мер предложение о создании Агентства по технологическому развитию — координирующего центра, который мог бы заниматься объединением научно-технических сил страны, осуществляя эту работу в масштабах всей России. Оказывается, министр финансов не видит такой необходимости. Поскольку, вероятно, не видит необходимости и в технологическом развитии нашей страны как таковом.
Предложения минфина противоречат задачам и характеристикам антикризисного плана, сформулированным ранее председателем правительства. Противоречат они и задачам, которые ставил перед правительством президент. Однако, несмотря на это очевидное противоречие, на практике в очередной раз воплощается не то, что декларирует на словах высшее руководство страны, а то, на чём настаивает исповедующий разрушительные ультралиберальные концепции экономический блок правительства. Возникает вопрос: кто же в действительности принимает в нашем государстве ключевые решения, от которых зависит благополучие российских граждан?
Корректировки, которые минфин внёс в антикризисный план, предполагают сокращение изначально намеченных расходов в общей сложности на 210 млрд. рублей. Министерство объясняет это дефицитом бюджетных средств. Между тем уже 3 февраля, то есть на следующий день после рассмотрения правительством антикризисного плана, руководитель Счётной палаты Татьяна Голикова публично назвала сумму неэффективных бюджетных расходов, выявленных по итогам 2015 года. Она составляет 440 млрд. рублей.Следовательно, сумма неэффективно израсходованных в прошлом году бюджетных средств более чем в два раза превышает объём необходимых российской экономике дополнительных расходов, которые минфин вычёркивает из антикризисного плана.
Сажая национальную экономику на голодный паёк, наши либеральные чиновники мотивируют это необходимостью жёсткой экономии в период кризиса. Но куда девается их забота об экономии, когда они сквозь пальцы смотрят на неэффективное расходование, а зачастую и на откровенное разворовывание бюджетных средств?
В связи с этим нельзя не упомянуть и о том, что, помимо официальных данных, касающихся неэффективных бюджетных расходов, есть ещё и данные независимых экспертов и аналитиков. И они говорят о том, что общий объём неэффективных расходов составил в 2015 году порядка одного триллиона рублей. Как можно с таким правительством, с таким министерством финансов вывести страну из кризиса, обеспечить её успешное экономическое развитие, избежать социального взрыва?
По чубайсовской колее
Один из самых отвратительных парадоксов нашего времени состоит в том, что бездарная экономическая политика, за которую ответственны правительственные либералы, становится для них же самих, как и для других сторонников либеральной модели, удобным аргументом в пользу повальной приватизации. Эти господа не устают уверять, что нынешние провалы в управлении экономикой доказывают изначальную неэффективность государства в роли управляющего крупной собственностью. При этом никто из них не говорит о неэффективности и несостоятельности правительства. Никто из них не желает признать, что дело не в заведомой неэффективности государства как собственника, а в том, что после развала СССР государственный аппарат оказался наводнён неэффективными и безответственными чиновниками, подрывающими саму идею государственности.
Российской экономикой, а следовательно, и той собственностью, которая пока ещё принадлежит государству, управляет нынешнее правительство. И если из года в год экономическое положение страны ухудшается, а социальное расслоение общества усиливается, то ответственность за это лежит не на государстве как на собственнике активов, а на конкретных управленцах, которые этими активами распоряжаются. Менять нужно не форму собственности, распродавая государственные активы. Менять нужно управленцев, доведших страну до кризисного состояния. Но либералы этого признать не могут. Ведь признать это — значит, согласиться с тем, что их всех нужно гнать из коридоров российской власти.
За 25 лет постсоветской истории нам никто не представил наглядных доказательств эффективности крупной частной собственности и преимуществ частного управления ею перед государственным. А вот доказательств её неэффективности, разрушительной роли крупной частной собственности за эти годы накопилось множество. При этом власть не желает отвечать на вопрос, почему частный капитал не приносит нашей экономике положительных сдвигов и внушительных инвестиций. Правительство никогда не представляло обществу сведений об эффективности частных компаний, работающих в сырьевой отрасли, торговле и других важнейших сферах. От нас упорно скрывают сведения о том, какова реальная прибыль этих компаний, какую выручку они получают и что в результате получает от них российский бюджет.
Даже в период неслыханного роста мировых цен на нефть, на газ, на металлы, на удобрения — на всё то, что составляет основные статьи российского экспорта, — в стране постоянно дорожали продукты питания, увеличивались тарифы на услуги ЖКХ и электроэнергию. В период так называемого подъёма были урезаны социальные льготы ветеранам и пенсионерам, расширялась сфера платных услуг в высшем и среднем образовании. И, что самое возмутительное, платными становилось всё большее число медицинских услуг. Даже при самых благоприятных для страны внешних экономических условиях и при самом устойчивом валютном курсе рост цен на импортные лекарства составлял от 10% до 25% в год. Вот это и есть реальные показатели пресловутой «эффективности» частной собственности, её так называемой полезности для российских граждан.
Вывод, что частная собственность не привела к развитию страны, сегодня очевиден для всякого здравомыслящего человека: для учёного, врача, учителя, студента, рабочего и крестьянина. Этот вывод вполне очевиден и для тех, кто продолжает усиленно пропагандировать переход остатков государственной собственности в частные руки, вполне осознавая при этом разрушительный характер такой идеи.
Президент предостерегает: «Большая приватизация не должна привести к распродаже активов за бесценок и за счёт денег государства, инвесторы должны искать собственные ресурсы, а власти — не допускать ухода активов в офшоры».
Не совсем понятно, как может приватизация осуществляться за счёт государственных денег. А вот то, что на этот раз, как и в прошлом, она пойдёт лишь во вред государству, никаких сомнений не вызывает. Как не вызывает сомнений и то, что реализуется именно тот сценарий, от которого предостерегает президент, когда говорит: «Распродажи акций по бросовой цене быть не должно. Для бюджета это не принесёт особой пользы, к тому же такая практика чревата захватом предприятий конкурирующими компаниями, а это в конечном итоге тоже не самое лучшее для рынка».
Напомню, что в федеральном бюджете на 2016 год заложены поступления от приватизации в сумме 33,2 млрд. рублей. Однако сразу же после того, как бюджет был подписан президентом, минфин заявил о намерении получить от приватизации один триллион рублей — в 30 раз больше того, что заложено в бюджете. 500 миллиардов минфин мечтает получить от приватизации 19,5% «Роснефти». Это примерно такая же сумма, какую американские покупатели успевают потратить за 5—6 так называемых чёрных пятниц, когда магазины по бросовым ценам распродают разнообразное барахло. Распродать 19,5% акций «Роснефти» предлагается несмотря на то, что в настоящее время под контролем правительства остаётся 69,5% акций нефтяного гиганта. Следовательно, после очередной приватизации в руках государства останется лишь половина из них.
Вместе с «Роснефтью» в список компаний, подлежащих приватизации в ближайшее время, включены «Аэрофлот», «Совкомфлот», «РусГидро», «Башнефть», «Алроса». То есть на продажу выставляются компании, активы которых наиболее высоко котируются на биржах. И при этом крупнейшие российские компании выставляются на продажу именно в тот момент, когда на тех же самых биржах наблюдается максимальный спад котировок. Иными словами, в тот момент, когда такие сделки оказываются максимально невыгодными, они превращаются именно в распродажу самых ценных активов по дешёвке.
С подачи Грефа, который в 2001 году продавил в Государственной думе принятие Земельного кодекса, узаконившего распродажу российской земли, правительство теперь взяло на вооружение и идею приватизации Сбербанка. И если она будет воплощена в жизнь, в том числе и вопреки предостережениям президента, выступающего против, то народ в очередной раз понесёт колоссальные потери. Это будет уже второе гигантское ограбление граждан России, осуществляемое с помощью государственного сберегательного банка.
Независимые эксперты-экономисты в целом негативно оценивают новые планы власти, касающиеся приватизации. И многие из них справедливо задаются вопросом: что же будет делать правительство, когда приватизировать станет уже нечего?
У России есть возможности без всякой приватизации обеспечить пополнение бюджета за счёт собственной реальной экономики. Страна ежегодно тратит более 200 млрд. долларов на одну лишь закупку продовольствия, которое может быть произведено у нас. Эта сумма в 15 раз превышает ту, которую государство может получить от грядущей приватизации. В среднем от 70 до 150 миллиардов долларов ежегодно утекают в офшоры, на что правительство закрывает глаза. Эта сумма в 5—10 раз больше той, которую кабинет министров предполагает выручить, распродавая невозобновляемые национальные богатства, что по праву принадлежат будущим поколениям россиян, а не кучке либеральных чиновников из правительства.
Ответственная власть должна всерьёз заниматься восстановлением отечественной промышленности и борьбой с беззаконием в финансовой сфере, а не распродажей государственной собственности, напоминающей временное латание дыр на тонущем корабле, который при этом продолжает идти ко дну.
И правительство, и полностью подконтрольная ему партия «Единая Россия» объясняют охвативший страну экономический кризис исключительно внешними факторами: санкциями и падением цен на мировом нефтегазовом рынке. По оценкам экспертов, в том числе и тех, которые тесно связаны с правительством, суммарные потери российской экономики за период 2014—2017 годов могут составить не менее 600 млрд. долларов. И эти потери действительно связаны с принципиальным ухудшением сырьевой конъюнктуры, от которой тотально зависима сегодняшняя Россия. Но кто несёт ответственность за то, что на протяжении многих лет не была даже отчасти реализована жизненно необходимая стране программа модернизации? Кто несёт ответственность за то, что сырьевая зависимость нашей страны все эти годы лишь усугублялась? Разве за это ответственно не правительство и не «партия власти», во главе которой стоит руководитель этого правительства, чьи громогласные обещания начать масштабную модернизацию отечественной экономики так и остались обещаниями, не воплотившись в реальные дела?
Долговая удавка
Нельзя не сказать и о том, что многомиллиардные потери российская экономика несёт далеко не только из-за падения мировых цен на сырьё. В не меньшей степени её потери обусловлены необходимостью погашать внешний долг. А чей это долг, кто его создал? Это долг частных корпораций, частных компаний и частных банков. Взятые ими займы ничего не дали стране и обществу: ни научных разработок, ни новых предприятий, ни дополнительных рабочих мест, ни более эффективных медицинских услуг, ни успехов в области образования. А кто принял закон, давший частным корпорациям и банкам право осуществлять внешние займы, не неся ответственности за то, каким образом они будут использоваться? Этот закон приняли проправительственные парламентские фракции, маскирующиеся под патриотов и государственников, а на деле упорно исповедующие идеологию радикального либерализма, попирающую конституционные нормы и социальные права граждан.
Радикальный либерализм, укоренившийся в российских властных структурах, обожествляет крупную частную собственность, порождающую социальное бесправие и обогащение абсолютного меньшинства за счёт обнищания абсолютного большинства, за что власть не желает отвечать перед народом.
При этом остатки государственной собственности, созданной трудом нескольких поколений, выбрасываются на торги с такой лёгкостью, будто это ненужный дешёвый хлам. Те, кто принимает решения, связанные с распродажей государственных активов, даже не упоминают о том, что фактически речь идёт о собственности, принадлежащей народу и отбираемой у народа вопреки его воле. Да и само понятие «народ» наша власть, по сути, предала забвению. Заметьте, даже слово «народ» представители власти в своих речах почти никогда не произносят.
Доказательством несостоятельности либеральной экономической политики правительства является и его стремление снова выйти на рынок внешних заимствований, о чём на днях громогласно рапортовал заместитель министра финансов Сторчак. Реализация этого стремления будет означать для России всё более глубокое увязание в финансовой кабале, дальнейшее сползание страны в долговую яму.
И прошедший в январе Гайдаровский форум, и состоявшийся в начале февраля съезд «Единой России» стали очевидными свидетельствами того, что так называемый антикризисный план правительства — это фикция, маскирующая антисоциальную, антинародную политику власти. Этот «антикризисный» план не имеет ничего общего с реальным планом действий, направленных на возрождение национальной экономики, усиление социальных акцентов в государственной политике.
На Гайдаровском форуме представители власти цинично призывали граждан «жить по средствам». Иными словами, призывали народ смириться с тем, что ему придётся всё туже затягивать пояса. А на съезде «Единой России», так и не сумев предложить хотя бы подобие внятной программы по выводу страны из кризиса, заявляли, что их «партия власти» всё равно должна выйти победителем на предстоящих выборах, несмотря на все невзгоды, постигшие страну в результате действий этой партии и контролирующего её правительства.Они не сомневаются, что вновь окажутся победителями, даже не будучи способными хоть что-то изменить в стране к лучшему. Они уверены в том, что избиратели послушно проголосуют за них, даже несмотря на стремительную инфляцию, растущую безработицу и массовое обнищание российских граждан. Или, может быть, расчёт снова делается на административный ресурс и тотальные фальсификации, и именно это вселяет в чиновников такую уверенность в победе на выборах?
Единственное обещание, адресованное избирателям, которое прозвучало на съезде «Единой России», касалось того, что за предстоящей вскоре четырёхпроцентной индексацией пенсий, откровенно издевательской на фоне как минимум тринадцатипроцентной годовой инфляции, ближе к выборам последует ещё одна индексация. Возможно, она окажется даже более существенной. Очевидно, что речь идёт всего лишь о разовой предвыборной подачке, которая всё равно не компенсирует гражданам резкое снижение доходов, вызванное подорожанием продуктов первой необходимости, лекарств, медицинских и коммунальных услуг. Но с помощью этой ритуальной подачки власть рассчитывает в очередной раз купить доверие избирателей и привлечь их на свою сторону.
Социализм — единственный путь к возрождению
КПРФ постоянно настаивает на том, что без принципиального кадрового обновления правительства невозможно рассчитывать на оздоровление экономической ситуации, на выход страны из кризиса. О том, что общество всё яснее осознаёт необходимость смены социально-экономического курса и принципиальных кадровых перемен во власти, в последнее время свидетельствуют даже исследования наиболее официозных социологических служб. Но руководство страны упорно игнорирует настроения граждан, всё отчётливее сближающиеся с требованиями КПРФ. В высших эшелонах власти раз за разом звучат уверения в том, что правительство идёт верным курсом и серьёзные кадровые изменения ему не грозят. Это лишь усугубляет безответственность кабинета министров, усиливает его уверенность в том, что у него есть право продолжать ту же убогую политику и всё активнее использовать методы «шоковой терапии», опробованные в «лихие 1990-е».
В этих условиях мы должны как можно настойчивее разъяснять народу, что правительство и «Единая Россия» — это, по сути, одно и то же. И что, голосуя за «Единую Россию», избиратели тем самым будут голосовать за продолжение той политики правительства, от которой сами же страдают. А выступив на выборах против этой партии, они смогут тем самым сказать решительное «нет» продолжению разрушительной политики кабинета министров. Эта мысль должна стать одной из ключевых в предвыборной агитации КПРФ. И мы обязаны добиваться того, чтобы как можно большее число граждан именно с этой мыслью пришло в сентябре на избирательные участки.
Провалы власти в социально-экономической сфере со всё большей очевидностью становятся для России политической проблемой. И одновременно они становятся политическим ресурсом в нашей борьбе. Но не потому, что мы стремимся любыми средствами использовать чужие ошибки ради усиления своих позиций, а потому что мы ясно осознаём: продолжение нынешней политики грозит масштабной катастрофой государству и обществу. И это обязывает нас добиваться реальных изменений, которые создадут возможность для принципиальной смены социально-экономической системы.
Возрождение России, её освобождение от криминально-олигархических пут возможно только на основе обновлённого социализма, подкреплённого опытом, профессионализмом, ответственностью сегодняшних коммунистов и их союзников. Сам характер нынешнего масштабного кризиса, как внутрироссийского, так и общемирового, свидетельствует о том, что только обновлённый социализм может обеспечить нашей стране сохранение её целостности, экономическую и политическую независимость и национальный суверенитет.
Жизнь всё яснее доказывает, что только в Программе КПРФ заложены и реальные цели, и реальные средства возрождения страны. И в ответ на звучащие в наш адрес со стороны противников обвинения, будто мы хотим «отнять и поделить», КПРФ уверенно заявляет: мы хотим не отнять, а вернуть отнятую у народа собственность, отнятые у страны ресурсы полноценного развития. Мы хотим обеспечить условия для эффективного использования этих ресурсов. Мы хотим восстановить учёт и контроль в экономической и финансовой политике, в деле управления государственной собственностью. Только при этом условии может быть достигнута социальная справедливость, может сложиться действительно справедливое общество, основанное на принципах, которые отвечают интересам большинства. И мы не просто хотим добиться всего этого, но знаем, как это сделать, чего ни нынешнее правительство, ни другие наши политические противники о себе сказать не могут.
Мы призываем общество осознать пустоту и бессмысленность абстрактных рассуждений и не подкреплённых реальными действиями обещаний либеральных управленцев. Мы призываем граждан осознать, что реальная антикризисная программа и кадровые возможности для её реализации есть только у КПРФ. И мы должны настойчиво напоминать народу об основных положениях нашей программы.
Мы выступаем за восстановление социальной справедливости и прав трудового народа.
Мы выступаем за общедоступное и качественное образование, за восстановление науки и культуры, без чего невозможно возвращение страны на путь динамичного развития. Такое развитие в прошлом веке сумела обеспечить советская система, но оно было остановлено в результате её разрушения.
Мы выступаем за возвращение стратегически важных отраслей экономики в руки государства и под контроль общества, за отстранение олигархии и коррумпированных чиновников от управления экономикой и финансовой сферой.
Наши устремления и программные задачи всё более понятны гражданам. Необходимо осознавать, что мы вступаем не просто в предвыборную борьбу, а в борьбу за Родину, за Россию, за свой народ. Мы ведём сражение за справедливость и против вселенского зла и его адептов внутри России, готовых выдавать себя за убеждённых патриотов и государственников. Это историческое сражение, в котором решается судьба нашей страны. И мы обязаны это сражение выиграть.
Геннадий ЗЮГАНОВ,
Председатель ЦК КПРФ
|