Сюжеты о том, как всё плохо «у них», буквально заполонили официальные российские СМИ и подпирающие их провластные пропагандистские структуры в интернете. Вот очередной американец возмущается, что ещё недавно он тратил 75 долларов на заправку своей машины бензином «до полного», а теперь полный бак ему обошёлся в 126 долларов. В Европе «благодаря» антироссийским санкциям в небеса взметнулись цены на энергоносители. Тамошние власти теперь обучают привыкшее к комфорту население тому, как выживать без отопления зимой и без кондиционера летом. Европейские промышленники, так полюбившие дешёвый российский газ и теперь от него отлучённые, чуть ли не в голос воют: «Погибаем!»
Всё это не является выдумками и в целом соответствует действительности. Совершенно правы те комментаторы, которые говорят, что Запад со своей антироссийской истерией и стремлением срочно и показательно покарать Москву превратил санкционную политику в выстрел в собственную ногу. Но… Да, снова занудно скажем «но». Дело в том, что всё это обывательские радости из серии «у соседа корова сдохла — пустячок, а приятно». И порадоваться получится только до момента столкновения с окружающей действительностью.
А действительность безжалостна. Дело не только в том, что и в РФ всё дорожает, но и в том, что действия власти способствуют дальнейшему движению цен только вверх. При этом «невероятное укрепление» рубля к снижению цен почему-то не ведёт.
Ну а чтобы гражданам было совсем не скучно, с 1 июня решением правительства подняты тарифы на грузовые железнодорожные перевозки, а транспортировка угля, осуществлявшаяся по льготному тарифу, в летнее время льгот будет лишена. Причём тарифы не просто подняли — их буквально взвинтили сразу на 11%. Правительство пошло на поводу у РЖД и согласилось с самым жёстким вариантом повышения. Это якобы делается с целью закрыть образовавшийся в бюджете железнодорожников дефицит. Вот только специалисты сообщают, что расчёты этого дефицита делались в тот момент, когда курс рубля к доллару США составлял 120 рублей, а сегодня он — менее 70 рублей за единицу американской валюты.
При этом совершенно ясно, что расплачиваться за всё будет конечный потребитель, то есть мы с вами, потому что бизнес себе в убыток работать не будет и пропорционально росту тарифов вздует цены. Но и этого мало: с 1 июля россиян ожидает очередное повышение тарифов на услуги ЖКХ. Кто-то ещё хочет потешиться над европейским обывателем, которому применение кондиционера стало не по карману?
Кстати, у российской власти есть средства, которые можно было бы использовать для поддержки РЖД, не сваливая эту функцию фактически на плечи граждан. Буквально только что минфин «закачал» в Фонд национального благосостояния 1,47 трлн рублей. То есть опять упрятали «в кубышку на «чёрный день», которая, как показал недавний опыт с потерей половины резервов ЦБ, может оказаться и «чёрной дырой».
Повышение тарифов на перевозки и энергию — верный способ задушить экономику. То, что он работает безотказно, мы наблюдали на результатах действий российской власти в последние десятилетия: производства в стране стабильно закрывались. Так что в неофициальном чемпионате по стрельбе по собственным ногам наше руководство не отстаёт от коллег из стран Запада.
Наёмный эксперт с умным видом скажет, что приведённая выше критика необоснованная. Мол, идёт санкционная война, понимать надо и терпеть, а не возмущаться. Вот только буквально у нас под боком есть иной пример. Это Белоруссия, которая, к слову, тоже находится под санкциями. Её власти соревноваться в пальбе по своим опорным конечностям не собираются: на днях в республике тарифы на теплоснабжение и электроэнергию были заморожены на уровне 1 января 2022 года.
Но об этом вряд ли получится узнать из центральных российских СМИ. Потому что тогда выходит, что Совет Министров Белоруссии заботится о снижении расходов населения своей страны, в то время как для властей РФ люди с точки зрения извлечения из них прибыли стали «второй нефтью».
Михаил Костриков
"Правда", №61, 9 июня 2022 года
|