19 мая 2022 года исполняется ровно сто лет с момента создания в нашей стране Всесоюзной пионерской организации имени В.И. Ленина. Многим нашим соотечественникам посчастливилось застать удивительный символ советского яркого и счастливого детства: летний лагерь с его походами, «Зарницами», зарядкой, ночными кострами и дружбой, пронесённой через всю жизнь… Как начиналась история Всесоюзной пионерской организации, каковы её предпосылки?
В 1876 году в швейцарских Альпах пастор Германн Вальтер Бион создал первые лагеря отдыха, в которых дети строили для себя дома-шалаши, пели песни, запускали воздушных змеев и погружались в мир приключенческих игр. Пастор, служивший в рабочем районе Цюриха, решил взять детей рабочих с собой в деревню. В его первом лагере было 68 детей, присмотр над которыми осуществляли их же родители-добровольцы. Взрослых в первом лагере было десять человек. Условия были по-настоящему спартанскими: мальчики спали в стогах с сеном, девочек расселили по местным семьям. Дети были заняты домашними делами, но, что более важно, они регулярно участвовали в походах, экскурсиях, сборе плодов и цветов, а также досконально изучали флору и фауну своего края.
По возвращении и пастор, и родители отметили, что свежий воздух и физическая активность позитивно сказались на здоровье и настроении детей. Таким образом, первый опыт оказался весьма успешным, что предопределило развитие системы детских летних лагерей, которые с тех пор стали организовываться не только в Швейцарии, но и в соседней Франции.
Затем детские лагеря, организованные по аналогичному принципу, стали появляться в Англии и США. Популярность идеи оказалась столь очевидной, что в скором времени встал вопрос об организации инициативной системы детских лагерей в чёткую структуру с элементами административного контроля. Всё возрастающее число воспитанников также требовало систематизации, что предопределило появление первой детской организации. Она была создана в Англии генерал-майором лордом Робертом Стивенсоном Смит Баден-Пауэллом летом 1907 года.
Баден-Пауэлл собрал группу из 22 мальчиков и организовал на острове Браунси первый в истории скаутский лагерь (скаут — англ. «разведчик», программа неформального образования с практическими занятиями на природе, пеший и водный туризм и т.п.). Инициатива имела большой успех, и в 1908 году Баден-Пауэлл издал первый учебник скаутинга, назвав его «Скаутинг для мальчиков». В своей методической работе британский генерал перенимал опыт И.Г. Песталоцци, японских самураев и даже некоторых африканских племён для того, чтобы выработать свою систему воспитания молодого поколения. У новой детской организации появилась собственная символика: устав, девиз, гимн и знак. Примечательно, что текст гимна для новой организации написал Джозеф Редьярд Киплинг, а такие атрибуты принадлежности к организации, как синий галстук, отрядный флаг и девиз «Будь готов!», придумал лично генерал Баден-Пауэлл. Ему же принадлежит идея подведения итогов дня возле вечернего костра, ставшая традицией. Он же предложил создать институт старших лидеров — прототип вожатых — в каждом отряде.
Первая скаутская дружина в России была образована полковником Олегом Ивановичем Пантюховым, который не только читал переводы книг Баден-Пауэлла, но и лично встречался с основателем скаутского движения в период визита последнего в Петербург и Москву в декабре 1910 года. Первый скаутский костёр дружины «Бобры» был зажжён 30 апреля 1909 года в Павловском парке.
В дальнейшем лагеря российских скаутов организовывались в 1910-х годах в Москве и Петербурге и проводились систематически вплоть до свержения монархии в России. Первый Всероссийский съезд русских скаутов прошёл в 1915 году, на нём были утверждены устав, структура и символика российского скаутинга. Гимн российских скаутов «Будь готов!» был написан в 1915 году. Автором слов стал поэт Николай Адуев, композитор — Владимир Попов. Стоит добавить, что Владимир Попов, являвшийся главным редактором журнала «Вокруг света» и начальником Московской скаутской дружины, был также автором известной скаутской песни «Картошка», которая позднее стала очень популярной и в пионерских лагерях СССР.
Таким образом, к 1917 году в России насчитывалось более 50 тысяч скаутов, а дружины были организованы в 143 городах. После Великой Октябрьской социалистической революции история российского скаутского движения прервалась: в 1919 году на съезде революционного Российского коммунистического союза молодёжи было принято решение о роспуске скаутских отрядов.
Инициатором создания в СССР новой детско-юношеской организации была Н.К. Крупская, которая в 1921 году предложила создать «скаутскую по форме и коммунистическую по содержанию» массовую детскую организацию. Идея всесоюзной детской организации была популярна в широком кругу видных партийных и государственных деятелей молодого Советского государства. Помимо Н.К. Крупской, схожий подход выказывали нарком просвещения РСФСР А.В. Луначарский и видный партийный функционер В.М. Бонч-Бруевич. Кстати, именно Вере Бонч-Бруевич принадлежит первая идея объединить принципы скаутства с коммунистической идеологической платформой путём создания течения «юкизма». В данном контексте ЮК-скауты — юные коммунисты-скауты — являлись бы прямыми продолжателями скаутского движения дореволюционной России, помноженного на актуальную идеологическую повестку. Впрочем, инициатива, выдвинутая осенью 1918 года в тяжёлый период Гражданской войны, тогда поддержки не нашла, что предопределило упомянутое нами выше решение съезда Российского коммунистического союза молодёжи (далее — РКСМ) о роспуске скаутских отрядов уже в 1919 году.
Выдвигая ключевые тезисы доклада «О бойскаутизме» в ноябре 1921 года, Н.К. Крупская приняла во внимание изменившиеся реалии, прежде всего на фронте идеологической борьбы. Скаутские принципы 1910-х годов следовало не просто слепо копировать, как это предлагалось в 1918 году, а серьёзно доработать и адаптировать к новым политическим реалиям. Центральная идея — это не только и не столько физическое воспитание молодёжи, сколько формирование нового духовно-нравственного мировоззрения подрастающего поколения. Во многом именно этим обстоятельством и объясняется тот факт, что работу с подростками Н.К. Крупская рекомендовала поручить комсомолу, — это в перспективе обеспечивало «педагогическую преемственность» в масштабе уже целого поколения. Данный подход также в точности коррелировался с ленинским видением задачи. «Победы революции может закрепить только школа», — писал В.И. Ленин.
2 февраля 1922 года бюро ЦК Российского коммунистического союза молодёжи приняло циркуляр о детских группах. Через два дня бюро Московского комитета (МК) комсомола утвердило решение о создании первых пробных групп рабочих детей. Как свидетельствует газета «Юношеская правда», первая детская коммунистическая группа возникла в феврале 1922 года при бывшей типографии Машистова на Красной Пресне. В марте появились пионерский отряд в Сокольниках для детей железнодорожников и ряд других отрядов.
К 1 мая 1922 года в четырёх из шести районов Москвы действовало по одной, а в Краснопресненском — даже две группы юных пионеров. Московский комитет комсомола разработал «Временный устав организации детских групп «Юные пионеры» имени Спартака», в котором были определены задачи новой организации. И, наконец, 19 мая 1922 года II Всероссийская конференция комсомола приняла решение о создании пионерских отрядов, распространив опыт москвичей по всей стране. Эта дата и считается днём рождения пионерской организации.
Уже в октябре того же года V Всероссийский съезд РКСМ объявил об объединении всех пионерских отрядов, расположенных в самых разных городах Советской России, в детскую коммунистическую организацию под названием «Юные пионеры имени Спартака». В 1924 году, после смерти В.И. Ленина, было решено присвоить организации имя Владимира Ильича. А после VII съезда комсомола в 1926 году, на котором приняли постановление о переименовании РКСМ в ВЛКСМ, пионерская организация стала называться Всесоюзной пионерской организацией имени В.И. Ленина. Под этим названием она просуществовала вплоть до самороспуска в сентябре 1991 года в преддверии развала СССР.
Рассуждая о символах пионерской организации, необходимо принимать во внимание фактор преемственности, которым руководствовались РКСМ и ВКП(б) при формировании, по сути, новой организации, преследующей стратегические задачи воспитания подрастающего поколения. В этой работе большую роль сыграл советский педагог И.Н. Жуков, один из идеологов скаутизма.
Напомним, что руководство РКСМ в лице П.И. Смородина, памятуя о неудачном «эксперименте» 1918—1919 годов, воспринимавшее скаутизм как рудимент дореволюционной России, первоначально отнеслось к своей новой обязанности с высокой долей скептицизма. Впрочем, после выступления Н.К. Крупской на бюро ЦК РКСМ для обсуждения вопроса «о применении скаутизма для воспитания рабочей молодёжи и детей» была создана специальная комиссия. В комиссию был представлен подробный аналитический доклад И.Н. Жукова. 10 декабря 1921 года по докладу комиссии было принято положительное решение бюро ЦК РКСМ, и начались поиски воплощения представленных идей в конкретные организационные решения.
Одним из ключевых предложений И.Н. Жукова, позволивших в конечном итоге добиться благосклонного отношения со стороны РКСМ, стала выдвинутая в начале 1922 года идея о применении скаутских методов не среди комсомольцев, а среди детей и подростков. И.Н. Жуков предложил для новой организации название «пионеры» (заимствованное из практики пионеринга Сетона-Томпсона). Символы её представляли собой несколько видоизменённую скаутскую символику: красный галстук (вместо зелёного, который ранее использовали «ЮКовцы»), белая (вместо зелёной) блуза, скаутский девиз «Будь готов!» и скаутский же ответ на него «Всегда готов!».
Красный галстук носил каждый пионер. Это был символ верности делу Великого Октября, символ нерушимого единства трёх поколений: коммунистов — комсомольцев — пионеров. Галстук пионера символизировал также частицу революционного Красного знамени. Беречь честь своего пионерского галстука означало свято хранить честь Красного знамени. Порча или потеря красного галстука немыслимы ни при каких обстоятельствах!
От скаутизма в пионерской организации сохранялись игровые формы воспитательной работы с детьми, организация по отрядам, поднятие флага, сборы у костра и даже некоторые элементы символики. К примеру, три лепестка лилии скаутского значка в пионерском значке заменили три языка пламени костра, в котором в свою очередь горят пять поленьев. Эти пять поленьев костра означают пять континентов. А три язычка пламени символизировали Коминтерн (3-й Интернационал).
Три конца ставшего красным пионерского галстука стали означать три поколения: пионеров, комсомольцев и коммунистов. А сохранившийся скаутский призыв «Будь готов!» претерпел лишь изменения в его трактовке: отныне он символизировал ориентированность на борьбу за освобождение рабочих и крестьян всего мира. К этому же времени относится первое упоминание термина «вожатый» — так стали называть руководителя пионерского отряда, то есть «пионервожатый».
Гимном пионерской организации считается «Марш юных пионеров» — советская пионерская песня, написанная в 1922 году двумя комсомольцами: пианистом Сергеем Кайдан-Дёшкиным и поэтом Александром Жаровым.
Одним из наиболее узнаваемых символов пионерской организации является пионерский салют. Он представлял собой пять выпрямленных пальцев правой руки, плотно сложенных и поднятых в согнутом локте выше головы. При этом пять пальцев символизируют пять частей света, где есть угнетённые, за освобождение которых борются пионеры; поднятие руки выше головы — потому, что интересы пролетариата для пионеров стоят выше своих личных интересов.
В пионерской организации барабан и горн появились с первых дней её существования. Эти атрибуты также были заимствованы у скаутской организации. В первые годы существования пионерской организации барабан и горн применялись в основном для сопровождения пионерского строя, позже использовались на торжественных линейках, сборах, встречах. Сигналы распорядка дня применялись в основном в пионерских лагерях. Барабан должен был храниться на специальной стойке в пионерской (штабной) комнате, рядом с отрядным флагом (знаменем пионерского объединения). Интересно отметить, что и сегодня многие оздоровительные лагеря и комплексы используют ясные, короткие и звонкие пионерские сигналы для соблюдения распорядка дня.
Отрядный флаг был символом чести и сплочённости пионеров, знаком их принадлежности к конкретному пионерскому коллективу. С отрядным флагом пионеры выходили на сборы, линейки, парады, праздники, походы, экскурсии, трудовые дела. На марше флаговый шёл непосредственно за вожатым и председателем совета отряда, впереди горниста и барабанщика. На воскреснике, туристском привале флаг устанавливался или закреплялся на видном месте. Флаговый должен был уметь выполнять следующие команды: «Равняйсь!», «Смирно!», «Вольно!», «Шагом марш!». Место хранения флага находилось в пионерской комнате рядом со знаменем дружины. Здесь же, как отмечалось, хранились горны и барабаны.
Горн созывал пионеров сигналами: «Слушайте все», «Сбор», «На знамя», «Походный марш», «На линейку», «Тревога» и некоторые другие. Горнист отряда — это было ответственное пионерское поручение, он должен был уметь выполнять строевые приёмы с горном и подавать все перечисленные выше сигналы. На пионерской линейке место горниста было на правом фланге строя рядом с барабанщиком, в колонне отряда — за флаговым. Барабан сопровождал строй во время походов, шествий, парадов. Барабанщик отряда (его, как и горниста, избирал сбор или совет отряда) должен был уметь выполнять строевые приёмы, исполнять «Марш», «Дробь».
Базовой единицей, управляемой верховным пионервожатым, являлась дружина. В дружину входили три отряда, управляемых отрядными вожатыми. В отряд входили три звена, управляемых звеньевыми. В звено входили три пионера, считая звеньевого. Один пионер мог иметь в качестве подшефных трёх октябрят. При отряде создавался совет отряда, состоявший из звеньевых. Один из звеньевых являлся председателем совета отряда.
В качестве Устава пионерской организации следует рассматривать Законы пионеров, утверждённые в 1922 году, дополненные в 1925-м и в дальнейшем сохранявшие своё идейное содержание. В качестве примера приведём редакцию 1922 года — года основания пионерской организации:
«Юный пионер — верен рабочему классу,
Честен, скромен, правдив и не ленив,
Друг и брат всякому другому пионеру и комсомольцу,
Исполнителен,
Трудолюбив, весел и никогда не падает духом,
Бережлив и уважает общеполезный труд».
В пионерскую организацию принимались школьники в возрасте от 9 до 14 лет. Приём осуществлялся на сборе пионерского отряда, обычно соответствующего классу, или на совете дружины. Следует отметить, что вступление в ряды пионерской организации было организовано с известной степенью торжественности. Посвящение в юные пионеры проходило на торжественном заседании ячейки в честь дня рождения В.И. Ленина 22 апреля. Вступить в ряды пионеров, причём добровольно, в СССР имел возможность любой школьник, переставший по возрасту быть октябрёнком и не достигший 14 лет.
Но существовали зачастую, правда формально, и некоторые ограничения. Связаны они были прежде всего с успеваемостью и поведением ученика. Во всяком случае право школьника на то, чтобы стать пионером, всерьёз обсуждалось вначале в его классе, а потом и на совете школьной дружины. Иногда ему могли и отказать. Основной массе четвероклассников, как мы уже указывали, пионерские значки вручали 22 апреля. Причём проходила эта церемония либо у памятника или бюста В.И. Ленина, либо в крупном зале (например, школьном конференц-зале), иногда — в зале кинотеатра.
Вначале мальчики и девочки читали вслух «Торжественное обещание». После чего кто-то из приглашённых комсомольцев или коммунистов повязывал каждому из них красный пионерский галстук и вручал пионерский значок. Завершали праздник пионерский салют и клич «Будь готов! Всегда готов!». Те же, кому не посчастливилось стать в пионерский строй в апреле, получали свой шанс в праздничный день 19 мая.
Став пионерским, обычный школьный класс тут же превращался в отряд, возглавлявшийся вожатым из числа старшеклассников и носивший, как правило, имя пионера-героя либо погибшего героя Гражданской (позже — Великой Отечественной) войны: например, убитого кулаками Павлика Морозова или «молодогвардейца» Олега Кошевого. Отряд делился на звенья. А совокупность всех школьных отрядов именовалась дружиной. Основными занятиями пионеров, помимо хорошей учёбы и подготовки к вступлению в комсомол, считались участие в тимуровском движении и субботниках, сбор макулатуры и металлолома.
Покинуть ряды организации пионер мог только в двух случаях: после достижения 14 лет и вступления в комсомол или при исключении за «двойки» и злостное хулиганство. Правда, хулиганам оставлялся шанс быть восстановленными в пионерской организации. Но для этого им нужно было потрудиться, исправив свои оценки и отказавшись от дурных привычек, а также регулярно совершая общественно полезные поступки.
Ключевое отличие пионерской организации от скаутского движения заключается в общественно-политическом характере его предназначения. Первые пионерские отряды в СССР организовывались при заводах и фабриках, объединяя в своих рядах детей рабочих и крестьян. Их задачей в первые годы стало искоренение беспризорности и неграмотности. Пионеры собирали книги, устраивали библиотеки, в которых старшие пионеры учили грамоте в кружках по ликвидации безграмотности, а младшие, помимо собственного освоения грамоты, также следили за тем, чтобы неграмотные ребята не пропускали занятия.
Ребята заготавливали мел, запасали тряпки и стулья для вновь прибывших учащихся, причём им часто приходилось самим мастерить скамейки и даже парты. Юные натуралисты ухаживали за животными, выращивали почтовых голубей, коней и служебных собак для армии; ходили в геологические походы, в экспедиции по изучению природы; собирали лекарственные растения и плоды. Пионеры работали в колхозах, на полях, охраняли урожай и колхозное имущество, писали письма в газеты или в соответствующие органы власти о нарушениях, которые замечали вокруг.
Занятия детям старались подбирать по силам и интересам. В плане идеологического воспитания очень высоко оценивалось значение внешкольной, кружковой деятельности. Например, в рамках кампании за техническую грамотность пионеры занимались в технических кружках, собирали радиоприёмники и другие бытовые приборы и отправляли их в подшефные сёла. Предложенные вожатыми задания пионеры выполняли не только с энтузиазмом, но и с осознанием того, что делают что-то важное, полезное для всей страны.
Пионеров, которые старались уклоняться от общественных работ, из организации не исключали, но всеми возможными способами старались наставить на верный путь, подвергая общественной критике на слётах и собраниях, в особых случаях — путём профилактических бесед с родителями. Члены пионерской организации участвовали в военно-спортивных «Зарницах» и занятиях в кружках, но, конечно же, при всём этом их основная задача заключалась в отличной успеваемости и оказании посильной помощи в учёбе своим младшим товарищам.
В 1923 году в школах стали появляться форпосты и базы пионерской организации, а численность пионеров составляла уже порядка 75 тыс. человек. 16 июня 1925 года был основан Всесоюзный детский лагерь «Артек». Инициатором его создания стал руководитель российского Красного Креста Зиновий Соловьёв. Первоначально лагерь был задуман как лечебно-реабилитационный центр для детей, страдающих туберкулёзом. На первую смену в «Артек» приехали 80 детей из Москвы, Иваново-Вознесенска и Крыма. Первые артековцы жили в брезентовых палатках, а лёгкие фанерные домики в лагере появились только 2 года спустя. За воспитание детей в лагере отвечали пионервожатые, которые приезжали вместе со своими подопечными и по окончании лагерных смен уезжали вместе с ними. Штатные вожатые в лагере предусмотрены не были.
В 1940 году после выхода в свет книги Аркадия Гайдара «Тимур и его команда» в СССР получает развитие тимуровское движение. «Тимуровцы», как и герой книги Гайдара, считали своим долгом активную, а главное — тайную помощь пожилым и нуждающимся больным людям, а позднее и семьям фронтовиков. Тимуровское движение прошествовало до конца 80-х годов ХХ столетия.
В годы Великой Отечественной войны пионеры наравне со взрослыми защищали Родину от фашистских захватчиков. Они становились разведчиками, партизанами, юнгами на военных кораблях, помогали солдатам на фронте, в тылу и в подполье. Десятки тысяч пионеров были награждены орденами и медалями «За боевые заслуги», а шестеро — Лёня Голиков, Марат Казей, Валя Котик, Зина Портнова, Шура Чекалин и Боря Цариков — посмертно удостоены звания Героя Советского Союза.
Создание пионерской организации в РСФСР и её последующее развитие в СССР — безусловно, важная историческая веха. За относительно короткий по историческим меркам отрезок времени в стране с многомиллионным населением и фактически создаваемой с нуля общественно-политической системой было воспитано поколение, внёсшее ключевой вклад в Победу в Великой Отечественной войне, выведшее в мире первое социалистическое государство на небывалые высоты, будь то наука, образование, промышленное производство или военно-политический потенциал. И сегодня, в день празднования столетия Всесоюзной пионерской организации имени В.И. Ленина, мы вправе гордиться тем, что в героической истории нашей Родины есть такая славная страница.
Николай ПАРХИТЬКО,
кандидат исторических наук, доцент РУДН.
"Правда", №52, 19 мая 2022 года
|