15 июля председатель Государственной думы созвал внеочередное заседание парламента, поначалу породившее в народе множество слухов и домыслов. Несмотря на это, вопросов, по крайней мере напрямую связанных с проведением специальной военной операции, так поднято и не было. По сути говоря, сегодня уже можно смело говорить, что заседание было созвано ради двух вопросов: утверждения нового вице-премьера — Дениса Мантурова и протаскивания довольно скандального «законопроекта о рекламе».
И именно законопроект №160605-8 — «О внесении изменений в Федеральный закон «О рекламе», уже ставший причиной ряда скандалов, на мой взгляд, заслуживает повышенного внимания общества. Законопроект за авторством «единороссов» предполагает создание некоего единого оператора цифровой рекламы, который будет располагать довольно широкими полномочиями в области согласования содержания и размещения рекламных сообщений. Фактически этот единый оператор будет обладать монополией на размещение рекламы в масштабах страны.
В пояснительной записке к законопроекту говорится, что принятие такого закона необходимо для защиты национальных интересов России и суверенизации рынка рекламы. Вроде как под видом рекламы зачастую протаскивают опасную для интересов России информацию. Правда, привести примеры авторы затруднились. Эту точку зрения отстаивали выступавшие «единороссы» и председатель Думы Володин: мол, необходимо «пользоваться политическим моментом» и в кратчайшие сроки принимать новый патриотический закон.
Однако всё пошло отнюдь не так гладко, как рассчитывали представители власти. Внесённый в первом чтении законопроект «О рекламе» породил большие споры, заняв практически полтора часа обсуждения.
Серьёзные опасения по целому ряду аспектов нового закона высказали представители как КПРФ, так и других партий и даже ряд депутатов от самой «Единой России». Основной и фактически определяющий всю суть законопроекта вопрос: почему, говоря о патриотизме и суверенизации, авторы предполагают передачу прав на модерацию всей рекламы в стране не государству, а некоей частной компании?
В действительности, исходя из текущего текста законопроекта о рекламе, у нас есть все основания полагать, что в очередной раз под прикрытием разговоров о патриотизме и защите интересов России предпринимается попытка протолкнуть откровенно лоббистский закон с целью крупного передела рынка рекламы, его монополизации и передачи серьёзных полномочий частной лавочке.
При этом авторами не оговаривается, ни по каким принципам будет модерироваться контент рекламных объявлений, ни как, например, станет функционировать данный закон в период избирательных кампаний. Ведь организации, отвечающие за размещение рекламы во время выборов, работают напрямую с партиями и кандидатами. Необходимо ли согласовывать с единым оператором содержание политической рекламы, то есть будет ли единый оператор осуществлять политическую цензуру? Станет ли он определять, кого допускать до размещения рекламы, а кого нет: иными словами, каким образом он сможет обеспечить равный доступ всем участникам выборов к распределению агитации? Ведь сейчас коммунистам зачастую просто не предоставляют рекламные поверхности.
Эти поднятые лично автором настоящей статьи вопросы так и не получили исчерпывающего ответа.
В ходе обсуждения представителями фракции КПРФ и рядом других депутатов неоднократно предлагалось снять с рассмотрения и отложить законопроект, отправить его на переработку и рассмотреть в осеннюю сессию без привязки к специальной военной операции. Откровенно лоббистский закон не требует ни малейшей срочности.
Тем не менее представители «партии власти» настояли на рассмотрении законопроекта в первом чтении, лишь под давлением слегка увеличив количество дней, предлагаемых для внесения поправок ко второму чтению — с 15 до 30. Интересным представляется такой факт: число поддержавших составило 266 депутатов, что несколько меньше обычного единогласного голосования ЕР за инициативы власти, когда голосует не менее 300 депутатов. Отдельные несогласные, даже в рядах самой «партии власти», не помешали «медвежьей» партии обеспечить поддержку законопроекта в первом чтении.
Кому и зачем приспичило именно сейчас устраивать беспардонный передел рынка цифровой рекламы — главный вопрос. СМИ пишут, что лишь две компании в России способны претендовать на роль такого единого оператора — это фирмы Gallery и Russ Outdoor. Причём, судя по всему, именно последняя вскоре станет единоличным заправилой на рынке, ведь ещё в начале года СМИ сообщили о готовности Russ Outdoor купить бизнес компании Gallery. В сумме эти организации получают порядка 50% от всех доходов с уличных рекламных конструкций. То есть формируется совершенно очевидная монополия, которая будет подкреплена и на законодательном уровне. В который раз партия парламентского большинства «Единая Россия» показала себя как политическая обслуга интересов класса капиталистов, притом в первую очередь — самой богатой и влиятельной олигархической и монополистической его части.
КПРФ выступила против.
Денис ПАРФЁНОВ,
депутат Государственной думы,
секретарь Московского городского комитета КПРФ.
"Правда", №87, 11 августа 2022 года
|