Большой бюджетный день прошёл в Госдуме 26 октября. Принимались в первом чтении проекты федерального бюджета, а также проекты бюджетов Фонда обязательного медицинского страхования и Фонда пенсионного и социального страхования на 2024—2026 годы.
Ещё до наступления часа икс фракция КПРФ детально проанализировала главный финансовый закон страны на ближайшую трёхлетку. В №114 «Правды» от 19 октября была опубликована статья Геннадия Зюганова «Бюджет тупикового курса», где лидер КПРФ дал глубокую объективную оценку разработанного правительством документа, сделав вывод, что он соответствует нашим стратегическим задачам «только в части финансирования потребностей оборонного комплекса, но не в части поддержки национальной экономики, науки, образования, здравоохранения, демографии», без укрепления которых победить в объявленной нам войне на уничтожение невозможно. Эти выводы Геннадий Андреевич ещё раз подтвердил в ходе своего выступления на заседании палаты.
Жёсткая критика прозвучала и в депутатских вопросах. «Когда мы будем финансировать государственную программу АПК по исходным паспортам?» — спросил председатель комитета Госдумы по аграрным вопросам Владимир Кашин, заметив, что «деревня русская живёт в темноте, убирает из-за отсутствия техники по снегу урожай, получает самую низкую в экономике заработную плату». Парламентарий предложил ко второму чтению выйти на «красную линию» поддержки АПК, направив на это 2% расходной части бюджета, что составляет 733 миллиарда рублей. В проекте бюджета на 2024 год селу выделяется 550 миллиардов рублей.
Евгений Бессонов поставил вопрос о суверенитете России, вернувшись к теме Фонда национального благосостояния: «Россия добывает ежегодно порядка 550 миллионов тонн нефти, даже если посчитать по 60 долларов за баррель, это 24 триллиона рублей. А в бюджете все нефтегазовые доходы составляют только 11 триллионов рублей». При этом, по предварительным расчётам, ежегодно по 1,8 триллиона рублей в соответствии с бюджетным правилом, навязанным в своё время России Международным валютным фондом, должно поступать в ФНБ, который благодаря этим вливаниям к концу 2026 года разрастётся почти до 15 триллионов рублей. Эти деньги будут выведены из экономики. О каком суверенитете в таком случае может идти речь?!
Первый заместитель председателя комитета Госдумы на науке и высшему образованию Олег Смолин напомнил министру Силуанову о неисполненном обязательстве перед учителями и врачами, наложенном на правительство майским указом президента за 2012 год. Педагоги не получают обещанную им, согласно указу, зарплату в 75 регионах, врачи — в 86 регионах, медсёстры — в 64. По данным Высшей школы экономики, два года назад 80% учителей получали зарплату ниже 40 тысяч рублей при средней тогда зарплате 57 тысяч рублей. При этом 40% учителей не хватает зарплаты ни на что, кроме еды. «В федеральном бюджете 2024 года на зарплату интеллигенции предусмотрено 100 миллиардов рублей для регионов, но эту цифру мы видим едва ли не с 2018 года, хотя с тех пор средняя зарплата в стране выросла за это время в полтора раза», — заметил депутат, полагая, что для этой благой цели — выполнения указа президента — можно задействовать средства ФНБ. Министр финансов так не считает.
Фракция КПРФ проголосовала против предложенного правительством проекта бюджета. «За» высказались фракции «Единой России», ЛДПР и партии «Новые люди». Результат голосования: 320 — «за», 80 — «против», воздержались — 0, не голосовали 50 депутатов.
При обсуждении проекта бюджета ФОМС вопросы здравоохранения тесно переплелись с проблемой социальной защиты самих медицинских работников. По мнению Николая Осадчего, ключевая проблема здравоохранения — нехватка кадров в государственной медицине — напрямую связана с нерешённостью жилищного вопроса медработников, недостаточным уровнем их зарплат.
Коммунист Артём Прокофьев обратил внимание на огромный перекос в расходах по линии ФОМС. На содержание фонда расходы вырастут на 40%, на финансирование федеральных учреждений по программе ОМС — на 30,7%, а субвенции регионам по ОМС увеличатся только на 13,6%.
Алексей Куринный, обобщая позицию фракции КПРФ, подчеркнул, что поручение президента, данное им два года назад, довести уровень финансирования здравоохранения до 5% ВВП не выполнено. В этом году доля расходов на здравоохранение в ВВП — 3,6%, в следующем будет 3,7% и затем в 2025—2026 годах — снова 3,6%. В 2024 году общий объём финансирования здравоохранения увеличится на 12%. Однако если учесть инфляцию, которая в этой сфере гораздо выше среднего показателя в 7,5%, да учесть появление новых регионов, то окажется, что никакого увеличения и нет.
Бросается в глаза неравномерность распределения средств: в Москве и Санкт-Петербурге подушевые расходы в сфере здравоохранения в полтора-два раза выше, чем в остальных регионах. Причём психиатрия, наркология, фтизиатрия, полностью переложенные на региональные бюджеты, находятся в крайне запущенном состоянии. По мнению А. Куринного, должна быть единая программа государственных гарантий, равно как и единое структурное управление: сегодня Территориальные фонды ОМС являются самостоятельными подразделениями.
«Рассматривая бюджет ФОМС, на который приходится 60% средств, выделяемых на здравоохранение, мы закладываем в том числе и основу для последующей «оптимизации», потому что денег, к сожалению, не хватает», — резюмировал Алексей Куринный.
При голосовании в первом чтении по проекту бюджета Фонда обязательного медицинского страхования «единороссы» остались в одиночестве. Фракции КПРФ и ЛДПР не стали участвовать в голосовании, а «Справедливая Россия — Патриоты — За правду» и «Новые люди» заявили о своей позиции «против». В итоге: «за» — 292, «против» — 33, воздержались — 1, не голосовали — 124.
Проект бюджета Фонда пенсионного и социального страхования на ближайшую трёхлетку — ещё один важный бюджетный документ, принятый голосами «Единой России» и ЛДПР в первом чтении. Фракция КПРФ, так же как и по предыдущему законопроекту, голосовать не стала. Таким образом, поддержали проект бюджета ФПСС 308 парламентариев, 34 — сказали ему «нет», 1 — воздержался и 107 — не голосовали.
Олег Смолин, последовательно отстаивающий интересы людей с ограниченными возможностями, в очередной раз поднял проблему индексации пенсий работающим инвалидам. За последние пять лет, по официальной статистике, количество рабочих мест для инвалидов сократилось примерно на 1 миллион. При этом пенсия работающего человека, в том числе инвалида, в результате неиндексации на 73% меньше, чем у неработающего. «Это мощнейший стимул прекращать работу или уходить в тень, в результате чего бюджеты регионов и сами фонды несут колоссальные потери», — заметил депутат. Члены фракции КПРФ внесли в Госдуму законопроект о возоб-новлении индексации пенсий работающим инвалидам. Заключение правительства на него: ни «да», ни «нет», «может быть», «когда-нибудь». Таким же обтекаемым был и ответ председателя фонда Сергея Чиркова на прямой вопрос Олега Смолина о перспективе поддержки правительством этого законопроекта.
Алексей Корниенко выразил озабоченность ростом цен в связи с удорожанием импортных комплектующих по отдельным позициям технических средств реабилитации (ТСР) инвалидов. При этом механизм индексации расходов на ТСР инвалидов не закреплён, и нет никаких гарантий поддержания необходимого уровня финансирования этой статьи расходов.
Председатель комитета Госдумы по вопросам семьи, женщин и детей Нина Останина, выступая от фракции КПРФ, критически отнеслась к заявлениям правительства и парламентского большинства, что, дескать, все социальные гарантии исполняются. Каков размер этих гарантий? — вот в чём вопрос. Мы в неоплатном долгу перед семьями военнослужащих, участвующих в спецоперации, с точки зрения предоставления социальных гарантий, считает депутат.
Особая тема — единое пособие, критерии которого кособоки и несправедливы, начиная с одного прожиточного минимума. Поэтому из 30 миллионов детей только 10 миллионов получают это пособие.
«До принятия единого пособия мы выплачивали неработающим женщинам пособие по уходу за ребёнком до полутора лет, пособие женщинам, которые встали на учёт в ранние сроки беременности, всем без исключения, без учёта какой-либо нуждаемости. Это был показатель особого отношения государства к женщинам, которые стали или собираются стать мамами. С принятием единого пособия женщины лишились этих видов выплат. Поэтому формула расчёта нуждается в пересмотре», — заявила Нина Александровна.
Хитроумно подошло государство к учёту алиментов в общем семейном доходе. Они учитываются в доходах и семьи, выплачивающей алименты, и семьи, получающей их. Это, конечно, неправильно, полагает депутат. Надо заглядывать немного вперёд, просчитывая, сколько ещё семей в ближайшем будущем окажется в числе нуждающихся, ведь рост зарплат значительно отстаёт от роста цен.
По большому же счёту, установленные критерии разрушают институт семьи, убеждена коммунист Нина Останина. Многие семьи, для того чтобы получить это пособие, разводятся. В Дагестане, например, соотношение браков и разводов два к шести. «Давайте вместе думать и увеличивать прожиточный минимум с одного до двух», — обратилась депутат к представителю правительства.
Коснулась парламентарий и такой меры поддержки, как материнский капитал. В 2024 году расходы по этой статье сократятся на 130 миллиардов рублей. «Население наше будет уменьшаться, и правительство капитулирует перед этим фактом», — объяснила снижение расходов Нина Александровна. А ведь можно было бы эти средства перераспределить внутри получателей маткапитала, чтобы побуждать семьи рожать детей. Почему бы не давать полную сумму на второго ребёнка, если получили на первого? Почему на третьего ребёнка перекладывать выплаты в рамках маткапитала на регионы, а не выдавать из федерального бюджета? — ведь деньги-то эти уже есть. Ответы на эти «почему» очевидны. Хотя повышение рождаемости и объявляется одним из приоритетов государства, но правительство и на этом наиглавнейшем направлении пытается сэкономить.
Татьяна Офицерова
Газета "Правда", №119, 31 октября - 1 ноября 2023 года
|