Большая часть пленарного заседания Госдумы 18 октября была посвящена обсуждению положения в России детей и семей с детьми. С государственным докладом на эту тему выступила заместитель председателя правительства РФ Татьяна Голикова.
По итогам Всероссийской переписи населения, которая состоялась в 2021 году, в России более 30 миллионов детей в 24 с половиной миллионах семей. С 2019 года в нашей стране идёт Десятилетие детства. И судя по цифрам, многое меняется в лучшую сторону. Государство стало тратить на детей больше денег. С 2021 года консолидированный «детский бюджет» вырос на 1,5 триллиона рублей и составил в 2022 году 7,8 триллиона рублей.
Правительство полагает, что повышается уровень достатка семей с детьми. Так, численность детей, проживающих в малоимущих домохозяйствах, по сравнению с 2021 годом сократилась на 800 тысяч человек. В то же время аудитор Счётной палаты Сергей Штогрин, делегированный в этот орган парламентского контроля фракцией КПРФ, отметил, что проблема бедности сохраняется. У половины семей с детьми, получающих социальные выплаты, не хватает денег на самое насущное. Выявлена Счётной палатой и другая проблема. При достижении детьми 17 лет семья перестаёт получать пособие, и даже увеличенная стипендия, если ребёнок продолжает своё обучение, не компенсирует утраченные доходы.
По-разному оценивают кабинет министров и парламентарии значение введённого с 1 января 2023 года единого пособия для детей и беременных женщин. Если правительство видит в нём ключевой элемент социальной поддержки семей с детьми, то председатель комитета Госдумы по вопросам семьи, женщин и детей Нина Останина отмечает и слабые стороны такой поддержки. Да, 45% семей покинули категорию бедных, но это те семьи, которые, получая пособие в размере 50% или 75% от прожиточного минимума, смогли этого самого минимума достичь. А вот те семьи, у которых пособие равно величине прожиточного минимума, как это ни парадоксально, так и не смогли вырваться из оков бедности: их доход слишком мизерный. Нина Останина обратилась к вице-премьеру Татьяне Голиковой с предложением увеличить критерий назначения пособия с одного до двух прожиточных минимумов.
Большие нарекания вызывает имущественный ценз при установлении единого пособия. В ходе брифинга перед пленарным заседанием Нина Останина рассказала журналистам о семье из Свердловской области, в которой воспитываются 12 несовершеннолетних детей. Доход семьи — 50 тысяч рублей. У семьи есть два земельных участка. И на этом основании ей было отказано в пособии.
Ольга Алимова развернула тему другой стороной. «Единое пособие в России получают лишь 10 из 30 миллионов ребятишек. При этом правила назначения… порождают иногда несправедливость, — заметила депутат. — Работающие семьи, доход которых чуть выше прожиточного минимума, остаются по-прежнему у черты бедности. А неработающие граждане, ведущие асоциальный образ жизни, семьи мигрантов получают пособия на детей в полном объёме (ради этого они порой и приезжают в Россию)… В стране, к сожалению, сформировалась социальная группа новых кочевников, живущих только за счёт детских пособий».
Снижается младенческая смертность. В среднем более чем на 6% в год сокращается число абортов. Тем не менее главной проблемой остаётся снижение рождаемости. И эту тенденцию переломить не удаётся. Общий коэффициент рождаемости упал с 13,3 рождённых на 1 тысячу человек в 2014 году до 9 рождённых в 2022-м. Страна теряет больше чем по полмиллиона человек в год. Так называемая естественная убыль населения — это противоестественно, уверена Нина Останина. «Мы не можем пойти по сомнительному пути, который предлагают нам либеральные демографы и коррумпированные чиновники: заниматься ввозом иностранных граждан, — заявила депутат. — По данным переписи населения 2021 года, мы потеряли 6 миллионов русских и ввезли 5,9 миллиона мигрантов, из которых 757 тысяч детей».
Чтобы спасти Россию от демографической катастрофы, нужно найти, по выражению В.И. Ленина, «то особое звено цепи, за которое надо всеми силами ухватиться, чтобы удержать всю цепь». Таким звеном, считает Останина, являются многодетные семьи, которых на всю Россию пока только 2 млн 200 тысяч. Депутаты-коммунисты внесли в Госдуму уже не один законопроект, способствующий утверждению культа многодетной семьи, начиная с самого определения многодетности.
Сегодня каждый субъект РФ самостоятельно решает, какую семью называть многодетной. В большинстве регионов это семьи с тремя и более детьми. Фракция КПРФ убеждена, что в этом вопросе должно быть единообразие и надо федеральным законом закрепить определение многодетной семьи, считая таковыми семьи с тремя и более детьми. Тогда не придётся в ручном режиме исправлять правовые противоречия. Взять закон о мобилизации. По нему от призыва на военную службу по мобилизации могут быть освобождены лишь отцы четверых и более детей. И только активная позиция депутатов позволила добиться того, чтобы вернуть домой с фронта мужчин, у которых трое детей. По данным Генпрокуратуры, таких оказалось 10 тысяч человек.
«Семьи мобилизованных требуют повышенного внимания, потому что боевой дух наших бойцов укрепляет уверенность в том, что их семьи и дети надёжно защищены не только силой оружия, но и заботой власти и общества, — подчеркнула Нина Останина. — Отец должен знать, что его ребёнок ходит в детский сад, что у него есть горячее питание, даже если он не в 4-м классе учится, а в 11-м, что в школе безопасная среда, что у ребёнка есть бесплатные учебники, а не за 2600 рублей, как учебник истории, что он получит бесплатную путёвку летом, поступит в вуз…»
Демография самым тесным образом связана со здравоохранением. Финансирование здравоохранения в ближайшую трёхлетку не превышает 3,6% ВВП, хотя президент поручал увеличить до 5%, сказал Алексей Куринный. Без этого не удастся решить кадровую проблему в регионах и обеспечить лекарствами всех нуждающихся. Особого внимания требует вопрос лечения орфанных заболеваний. Созданный фонд «Круг добра» охватывает детей до 18 лет, а потом они передаются на попечение региональных бюджетов, у которых нет возможности лечить такие заболевания. Хорошо бы всех больных орфанными заболеваниями передать в «Круг добра»: это будет и дешевле, и эффективнее, полагает депутат.
Вносили коммунисты в Госдуму и законопроект о первоочередном предоставлении жилья многодетным семьям, нуждающимся в улучшении жилищных условий. Но его «единороссы» прокатили.
На школьные проблемы обратил внимание вице-премьера Владимир Исаков. Из-за невысокого уровня зарплат не хватает учителей, не решён вопрос с обеспечением горячим питанием учащихся средних и старших классов. Последнее особенно актуально для села, где нет столовых. Всё это требует особой заботы государства.
С 2023 года перестала действовать программа детского кешбэка при оплате посещения детьми оздоровительных организаций, хотя она и показала свою востребованность. За 2021—2022 годы с её помощью было реализовано 1,2 миллиона путёвок в детские здравницы. Счётная палата настаивает на возобновлении программы детского кешбэка. Ранее с такой же просьбой к председателю правительства обращалась и Нина Останина.
В отчётах звучит цифра: 30 миллионов детей отдохнули летом в лагерях, но при этом не говорится, что большинство этих лагерей находится при школах. Из 39 организаций отдыха и оздоровления 31 — пришкольные лагеря, и только чуть больше 2 тысяч — загородные лагеря отдыха, в которых летом побывали в лучшем случае 5 миллионов детей. Из новых российских регионов в лагерях отдохнули 37 тысяч детей, а нуждались в отдыхе 380 тысяч. Поэтому вопрос организации отдыха и оздоровления детей надо возвращать на федеральный уровень, считает депутат.
«Нам необходимы подъём экономики, комплексное развитие села, изменение подходов к образованию, науке, культуре. Без этого мы просто не сможем достичь главной цели — сохранить и сберечь наше национальное достояние — детей, которые провозглашены Конституцией приоритетом государственной политики», — подчеркнула коммунист Нина Останина.
Татьяна ОФИЦЕРОВА.
Газета "Правда", №115, 20-23 октября 2023 года
|