Сб, 23 Ноя 2024, 03:17 Приветствую Вас Гость | RSSГлавная | Регистрация | Вход
Меню сайта
Поиск




НАШ БАННЕР
Главная » 2022 » Ноябрь » 19 » Газета "Правда". Парламентский дневник. Школа на рубеже реформ
18:02
Газета "Правда". Парламентский дневник. Школа на рубеже реформ

16 ноября в Госдуме состоялся «правительственный час» с участием министра просвещения Сергея Кравцова, где парламентарии обсудили, как реализуется национальный проект «Образование».

«Ситуация действительно требует принятия неотложных мер», — начал свой доклад С. Кравцов. Главный вектор работы министерства — создание и укрепление единого образовательного пространства.

У «единороссов» словно пелена спала с глаз. Все вдруг разом заговорили о важнейшей воспитательной функции школы. В сентябре Госдума приняла закон, который обязывает российские школы обучать детей гуманитарным наукам, формирующим мировоззрение человека, по единым образовательным программам. Для этого под руководством минпросвещения будут разработаны единые учебники, принят общий для всех школ календарный учебный график. Перейти на единые федеральные программы планируется с нового учебного года. «Здесь абсолютно неприемлемы разрушительные, дикие для нашего многонационального общества вещи, такие как расизм, отрицание значимости семьи и другие. Будем защищать наших школьников от псевдоценностей, выстраивая здесь свои надёжные рубежи обороны», — заявил С. Кравцов.

Уже разработан новый учебный курс для 9-х классов «Введение в новейшую историю», посвящённый переломным событиям XX и начала XXI века, включая Великую Отечественную войну и даже происходящее на наших глазах — специальную военную операцию и принятие в состав России новых регионов. Столь поразительную оперативность в подготовке учебника истории министр объяснил просто: «Наши дети живут… сегодня и сейчас, и школа должна дать им ответы на актуальные вопросы, предоставить выверенную, достоверную информацию о том, что они видят собственными глазами, обсуждают друг с другом каждый день на переменах, во дворах». Вводится и отдельный новый курс «Россия — моя история» для старших классов, выправляющий, по словам министра Кравцова, евроцентричный перекос в изучении всеобщей истории.

Предмет «Основы безопасности жизнедеятельности» расширен элементами начальной военной подготовки на базовом уровне.

Выступивший от фракции КПРФ первый заместитель председателя комитета Госдумы на науке и высшему образованию Олег Смолин заставил всех задуматься о качестве нынешнего школьного образования. По сравнению с советскими временами в базисном учебном плане на 2018 год предметы, необходимые будущему инженеру, учёному, агроному, врачу — математика, физика, химия и биология, — сокращены на 14—37%, технология трудового воспитания — более чем вдвое, предметы, призванные обеспечить воспитание гражданина и патриота — русский язык, литература, история и география, — на 14—33%. Вместе с тем более чем вдвое увеличено преподавание иностранного языка. Учебный план явно был ориентирован на тех, кто будет работать за рубежом либо в иностранных компаниях. Депутат высказался в поддержку решения минпросвещения — отказаться от обязательного изучения второго иностранного языка в школе и обязательного ЕГЭ по иностранному языку, который «оставил бы без аттестатов добрую половину сельских ребят».

Воспитательной составляющей образовательного процесса министерство просвещения озаботилось пару лет назад. Хотя до этого коммунисты на протяжении многих лет пытались доказать, насколько важна воспитательная функция школы, предлагая ещё в 2016 году в своём законопроекте «Об образовании для всех» установить надбавки за классное руководство. К этому «единороссы» пришли позже. А сегодня, когда наша страна, по словам С. Кравцова, «вступила в жестокое противоборство с западным миром, с Соединёнными Штатами Америки за право быть собой, чтить своих предков», о воспитании заговорили все. Единая рабочая программа воспитания для школ актуализирована и приведена в соответствие со Стратегией национальной безо-пасности России. Со следующего учебного года она станет обязательной. В школах введены еженедельные внеурочные занятия «Разговор о важном», появилась должность советника директора по воспитанию. Большие надежды министерство возлагает на Всероссийское детское движение детей и молодёжи, создание которого совпало со 100-летием Пионерии. Был возвращён в школьную программу роман Александра Фадеева «Молодая гвардия». Всё это, безусловно, радует.

Говорил министр об изменении нормативно-правовой базы, исключении из законодательства понятия «образовательная услуга», принижающего высокую миссию, возложенную на учителя, о снижении бюрократической нагрузки на педагогов. Это хорошо и правильно. Главное, чтобы слова не разошлись с делом. К сожалению, «образовательные услуги» ещё не вполне вычищены из образовательного процесса. На это обратил внимание Олег Смолин. Как только у учителя появляется платный факультатив, а у преподавателя платные студенты, они из педагогов вновь превращаются в обслуживающий персонал. Депутат внёс законопроект, устраняющий этот пробел.

Да и бюрократизм, пустивший мощные корни в храме знаний, одним циркуляром не сковырнёшь. «С 1 сентября 2022 года перечень документов, который должен заполнить учитель, жёстко ограничен», — сообщил министр. Но практика показывает, что по-прежнему учитель львиную долю своего времени тратит на всевозможные отчёты, фиксирующие каждый его шаг.

Как хочется сейчас перевалить вину за то, что случилось с нашей системой образования, на кого-то другого. Председатель комитета Госдумы по контролю «единоросс» Олег Морозов, сообщив результаты проведённых ВЦИОМ и ВШЭ исследований общественного мнения, показавших, что более 40% россиян в целом недовольны качеством школьного образования, каждый четвёртый учитель и каждый пятый родитель не удовлетворены ресурсной и технической базой школ, а каждый пятый опрошенный отмечает среди наиболее острых социальных проблем рост платности и доступности образования, посетовал: «Очень медленно ломается инерция, заданная разрушительными тенденциями 90-х».

Да разве только в 1990-х ломали и корёжили систему образования! Почти двадцать лет утюжили её пресловутой «оптимизацией». С 2001 по 2018 год, когда «реформы» проводились под чутким руководством «Единой России», число детских садов сократилось с 51 до 48 тысяч, сельских школ — с 46 до 24 тысяч, городских — с 23 до 18 тысяч. А теперь «парламентское большинство» констатирует: увеличивается наполняемость классов и число обучающихся в расчёте на одного учителя, продолжает нарастать дефицит педагогических кадров.

О кадровом кризисе в системе образования подробно сказал Олег Смолин. По данным Общероссийского народного фронта за 2018 год, в школах не хватало 44% учителей математики, 39% — учителей иностранного языка, 30% — учителей русского языка и литературы и т.д. С тех пор ситуация только усугубилась. Причина во многом в оплате труда. По данным опроса Высшей школы экономики, 80% всех учителей получают зарплату ниже 40 тысяч рублей, а 40% вынуждены экономить на всём, кроме еды. При этом средняя нагрузка учителя по стране — 30 уроков. При таком положении вещей падение качества образования неизбежно, подчеркнул Олег Смолин.

Министр просвещения Сергей Кравцов затронул вопросы среднего специального образования. Налаживаются связи предприятий с колледжами. Многие помнят, как грамотно в советские годы была выстроена система профессиональной подготовки кадров. Воспитанники училищ и техникумов проходили практику на заводах, фабриках, а после окончания учебных заведений молодые рабочие осваивали азы профессии под руководством опытного наставника. Этот бесценный советский опыт необходимо использовать и сегодня. Член фракции КПРФ Николай Осадчий считает, что подготовка квалифицированных кадров, особенно для таких отраслей, как металлообработка, машиностроение, сельское хозяйство, электронная промышленность, — важнейшее условие роста экономики России, реального импортозамещения, развития оборонно-промышленного комплекса, успехов в противостоянии с Западом. К сожалению, материальная база организаций среднего профобразования оставляет желать лучшего. Из 11,5 тысячи учебно-лабораторных зданий 8,4 тысячи введены в эксплуатацию до 1980 года. Капитальный ремонт в 600 зданиях проводился более 20 лет назад.

Олег Смолин заметил, что постепенно происходит вытеснение бесплатного среднего профобразования. Сегодня 43% всех ребят в СПО принимаются на платной основе. Между тем по закону общее среднее образование и среднее профессиональное образование должны быть бесплатными.

Председатель комитета Госдумы по вопросам семьи, женщин и детей Нина Останина столкнулась в своей депутатской деятельности с таким диким, не укладывающимся в голове случаем. В селе Новоархангельское Оренбургской области есть прекрасная школа, в которой прошлым летом был сделан капитальный ремонт. Однако за три предшествующих года ни одного молодого учителя директор школы не принял. Её сделали филиалом Шарлыкской районной школы. Селяне обеспокоились: уж не закрывать ли собрались? Но их заверили, что таких планов нет. А планы чиновников были куда каверзнее. Учителя-пенсионеры из-за того, что пенсии работающих не индексируются, вынуждены обходить закон следующим образом: в период школьных каникул они увольняются, чтобы был произведён перерасчёт пенсий, который добавляет им 2—3 тысячи (сумма для деревни значительная), а перед началом учебного года вновь трудоустраиваются. Так было и в этом году. Но, придя с заявлениями в школу 31 августа, получили от ворот поворот. В итоге дети оказались без учителей. И сегодня 42 ребёнка вынуждены ездить за 9 километров по бездорожью в районную школу, где деревянный туалет — на улице, а дети питаются на подоконниках, и которая давно требует капитального ремонта. Ещё 22 ребёнка из этого села, будущих первоклассников, бабушки вынуждены возить в ту же школу на такси на предшкольную подготовку.

И подобная ситуация во всех регионах, заметила депутат. Несмотря на бодрые отчёты чиновников от образования о том, что с 2019 года введено в строй более 900 новых школ, сельская школа скоро, наверное, исчезнет как форма образования детей, заявила депутат-коммунист. Скорость, с которой эти школы объединяются, становятся филиалами маленьких городских школ и районных школ, просто поражает. Всё дело в безденежье. Пока в сельской школе будет подушевое финансирование, ничего не изменится, нужно отказываться от этого принципа, считают во фракции КПРФ.

Депутат Останина подняла и ещё несколько важных проблем: сохранение традиционных российских духовно-нравственных ценностей, необходимость переработки учебников по всем предметам. Кстати, книгоиздатели смекнули, что качественная учебная и познавательная литература очень востребована сегодня, и приступили к выпуску серий «Советские учебники» и «Советское наследие». Коснулась депутат-коммунист и патриотического воспитания. Сегодня просветительской деятельностью в школах могут заниматься только те, кто получил лицензию. «Давайте хотя бы сделаем исключение для ветеранов Великой Отечественной войны, участников специальной военной операции, для патриотических организаций», — предложила депутат-коммунист. Ну это же абсурд — заставлять ветеранов идти в муниципалитет, чтобы они испросили разрешение выступить перед ребятами, и ещё за 30 дней представить план своего выступления!

Нина Останина обратила внимание министерства просвещения на законопроект, внесённый депутатами из трёх фракций, о запрете усыновления детей-сирот гражданами недружественных стран.

О формальном выполнении национального проекта «Образование» по направлению «Патриотическое воспитание» поднял вопрос Михаил Берулава. Об этом депутату говорили многие педагоги.

Олег Смолин обобщил позицию КПРФ. Коммунисты выступают за перевод ЕГЭ в добровольный режим, а в качестве компромисса предлагают пока ввести в ЕГЭ по гуманитарным предметам устную часть. Фракция КПРФ неоднократно вносила проект закона «Образование — для всех». Сейчас на рассмотрении в Госдуме находится законопроект депутатов из фракции КПРФ, который предусматривает реализацию указа президента № 597 о повышении оплаты труда учителя. Депутатами-коммунистами внесён также законопроект о горячем питании для всех школьников. И, конечно, наиглавнейший вопрос — увеличение расходов на образование, которое катастрофически недофинансируется. Согласно данным ЮНЕСКО и Мирового банка, по доле расходов на образование от валового внутреннего продукта в 2012 году мы занимали 98-е место, а в 2018-м — 120-е. Чтобы вывести образование на высокий уровень, надо тратить на него не 3,5% ВВП, как сегодня, а 7%. На этом настаивали и настаивают коммунисты.

«Если мы хотим экономического прорыва, надо начинать с образования, без этого национальную безопасность страны обеспечить невозможно», — заявил парламентарий.

Татьяна Офицерова

"Правда", №129, 18-21 ноября 2022 года

Просмотров: 236 | Добавил: POSTMAN | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Календарь
Архив записей
Ссылки

Официальный сайт КПРФ


Сайт газеты Правда



Рейтинг@Mail.ruRambler's Top100
Copyright MyCorp © 2024