Согласно исследованиям, проведённым Российской академией народного хозяйства и государственной службой (РАНХиГС), сегодня почти 22% работающих в России не получают «белую» зарплату, иначе говоря, официально не оформляют свои трудовые отношения по закону, и уходят от налогообложения. Эта практика настолько распространилась за последние три десятилетия, что в нашем языке уже крепко укоренились такие выражения, как «чёрная» и «серая» зарплаты, выплата «в конверте» (сегодня это может означать в том числе и простой перевод на банковский счёт), работа «в тени».
Чаще всего, по данным рекрутинговых компаний, «чёрные» зарплаты распространены в стартапах, небольших магазинчиках, в сферах искусства и медиа, туризма и общепита.
Эпитет «чёрная» интерпретируется просто: незаконная. Это значит, что все стороны трудовых отношений не подпадают под нормы закона во всех смыслах.
Вопреки мнению, что подобная сделка с работодателем выгодна наёмному работнику, действительность говорит об обратном. Недаром часто её получают неопытные участники рынка труда: начинающие специалисты и студенты. Правда, особняком стоят и работающие пенсионеры, но для этого есть другие причины.
Работодатель, конечно, идёт на риск: любая серьёзная проверка может выявить его нечистоплотность, зато он получает возможность не только скрывать доходы, уходить от уплаты налогов и социальных выплат, но и безгранично эксплуатировать незаконно нанятого работника. Часто это бывает настолько выгодно, что хозяева бизнеса идут на это, несмотря на риск быть оштрафованными и втянутыми в административные и даже уголовные разбирательства.
Но и работающий «по-чёрному» порой даже не догадывается, что фискальные органы власти имеют право наказать не только его работодателя, но и его самого за невыплату налогов. Штраф за не вовремя уплаченный НДФЛ составляет 20% от неуплаченной суммы налога. Если же неуплата была умышленной, то несвоевременное перечисление НДФЛ штрафуется в повышенном размере — 40% от неуплаченной суммы.
Мало того, нанятый работник, привлечённый «морковкой» большей зарплаты, в итоге теряет все социальные гарантии, предписанные российским трудовым законодательством: пенсионные накопления, пособие по безработице, гарантированный отпуск, нормированное рабочее время, оплачиваемый больничный, декретный отпуск и т.д. Даже единое пособие на детей невозможно оформить, если взрослые члены семьи не работают больше полугода, так как в случае «чёрной» зарплаты государство считает их неработающими. Так же воспринимают их и банки, которые, не имея возможности подтверждения платёжеспособности клиента, отказывают в выдаче ипотечных и потребительских кредитов.
По факту «чёрная» зарплата означает не просто выплату мимо кассы, но и полную трудовую дискриминацию. У такого работника нет стабильности, уверенности в завтрашнем дне, он даже не может быть уверен, выплатят ли ему, когда и в каком объёме следующую зарплату. Он не понимает, как ему выстраивать свою карьеру. Его трудовой опыт, профессиональные достижения, доходы, просто трудовой опыт нигде документально не фиксируются. Никто не занимается его дальнейшим профессиональным образованием, не заботится о повышении его квалификации, о безопасности рабочего места. Он понимает, что его могут в любой момент, даже не заплатив, выбросить на улицу. Его могут заставить работать сверх нормы. При производственной травме, несчастном случае практически невозможно получить компенсации. И пойти пожаловаться некуда и некому — ведь он сам себя поставил вне закона. Полагаться приходится только на совесть и доброту работодателя, а это, признаемся, очень ненадёжная гарантия.
Несколько особняком в этом печальном строю стоят работающие пенсионеры. Собственно, только они и могут иметь хоть какую-то выгоду от работы «по-чёрному». И то лишь из-за странных хитросплетений нашего законодательства, предполагающего перерасчёт и индексацию пенсии через три месяца после увольнения с работы.
В последнее время всё больше работников стали понимать всю эксплуататорскую сущность теневого трудоустройства. Так, результаты исследования сервиса по поиску работы Superjob свидетельствуют, что более 40% россиян выступают против неофициального трудоустройства. Это максимальный показатель за последние 15 лет. Интересно, что мужчины (43%) чаще женщин (27%), представители старшего поколения (39%) чаще молодёжи до 35 лет (34%) соглашаются на «чёрную» зарплату. 41% зарабатывающих менее 50 тыс. рублей в месяц, также готовы получать заработанное «в конверте». Понятно, что большая часть из них состоит из наименее защищённых и уверенных в себе соискателей — гастарбайтеров и приезжих из других городов.
Мария АЛЕКСАНДРОВА.
"Правда", №110, 10-11 октября 2023 года
|