Как вытащить страну из огня либеральных «реформ»? В контексте «правительственного часа», состоявшегося в Госдуме 8 ноября, эта проблема имеет не обобщённый, образный смысл, а совершенно прямой и конкретный. Речь идёт о работе МЧС, которому сегодня приходится самоотверженно бороться с последствиями развала госуправления: пожарами, затоплениями, взрывами.
Конечно, не анализу этих причинно-следственных связей был посвящён доклад министра по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий Александра Куренкова, пришедшего на «правительственный час» с большой командой подчинённых. Эти выводы прозвучали в вопросах и выступлениях депутатов-коммунистов. А министр рассказал о функционировании Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС), группировка сил и средств которой по всей стране составляет более 1 миллиона 600 тысяч человек и свыше 390 тысяч единиц техники.
В этом году число пострадавших в чрезвычайных ситуациях снижено на 26%, а число спасённых увеличилось в 8 раз — были спасены около 40 тысяч человек, доложил министр. Отмечается снижение числа погибших при техногенных пожарах, а также при происшествиях на водных объектах. Значит, система эффективна.
Однако Счётная палата отметила на ряде территорий рост чрезвычайных ситуаций, связанных с воздействием водной стихии. Это камешек не в огород МЧС. Проблема лежит за пределами его компетенции и связана с состоянием болот, протоков, соединяющих их с реками, с неконтролируемым сплавом леса без каких-либо мер по очистке русел от топляка, являющегося основным источником засорения таёжных рек, с недостаточностью дноуглубительных работ, с использованием водохранилищ гидроэлектростанций. Зачастую вместо планового снижения уровня водохранилища в предпаводковый период энергетики, стараясь обеспечить максимальную выработку до последнего момента, осуществляют аварийный сброс в уже вздувшуюся реку, пояснил аудитор. Отметила Счётная палата и такие проблемы, как хаотическая застройка в опасных зонах и незаконная застройка, противоречащая нормам технического регулирования.
Коммунист Артём Прокофьев коснулся проблемы пожарного надзора. Если «раньше пожарный надзор осуществлял контроль, что называется, от проекта до запуска», то после «оптимизации» эти полномочия у МЧС изъяли. Во время пандемии отменили противопожарные проверочные мероприятия. Всё это не могло не сказаться на противопожарной безопасности. Одновременно с ограничениями системного контроля произошло расширение противопожарных требований к типовым объектам, что увеличило сроки и стоимость реализации проектов, в том числе оборонных, заметил депутат.
Замминистра Алексей Серко считает, что «сами собственники не соблюдают те требования, которые есть», и «здесь никто не может ничего сделать». «Мы выходим на объект только через три года после того, как он построен, — тогда и выявляются все недостатки», — заметил он. Что касается специальных требований, они предъявляются как раз для нетиповых объектов, и это оправданно, считает вице-министр.
Замминистра Анатолий Супруновский дополнил: «Специальные технические условия разрабатываются на объекты, на которые отсутствуют нормы проектирования. Мы анализируем перечни этих объектов и в дальнейшем выпускаем нормативы… Что касается риск-ориентированного подхода, то в министерстве он реализован следующим образом: категория присваивается каждому объекту индивидуально — оцениваются его противопожарное состояние, наличие систем противопожарной защиты. Если объект находится в пожароугрожаемом состоянии, он со стопроцентной вероятностью оказывается в категории объектов чрезвычайно высокой опасности и под мораторий на плановые проверки не попадает».
Член фракции КПРФ Анастасия Удальцова поставила вопрос о целесообразности сохранения грифа «Секретно» для защитных сооружений гражданской обороны. По мнению депутата, есть смысл держать в секрете технические характеристики убежищ, предназначенных для гражданского населения, но не их адреса. Ведь в случае ЧП они всё равно будут обнародованы, но многие ли граждане смогут туда добраться?!
На вопрос ответил замминистра Виктор Яцуценко. Убежища подразделяются на категории: те, которые находятся на территории потенциально опасных объектов, имеют гриф секретности, у других такого грифа нет. «Основной способ защиты населения при применении различных видов поражения — это эвакуация, а убежища рассчитываются на работающую смену», — сказал замминистра. Однако сейчас, с учётом опыта СВО, готовится постановление правительства, которое определяет «особенности защиты населения, в том числе с использованием подземного пространства».
Ренат Сулейманов затронул проблему взрывов в жилых домах бытового газа. Депутат полагает, что МЧС совместно с минстроем и минэнерго, отвечающими за обеспечение безопасности внутридомового, внутриквартирного газового хозяйства, надо подготовить перечень мер по предотвращению таких чрезвычайных ситуаций.
Анатолий Супруновский сообщил, что МЧС России своим приказом внесло изменения в свод правил отопления, вентиляции, кондиционирования, требования к пожарной безопасности, запрещающие использование газопотребляющих устройств в образовательных учреждениях, в больницах, в домах престарелых, в зданиях высотой свыше 28 метров. Помимо этого, помещения, где стоят газораздающие устройства, оборудуются автоматикой безопасности, которая позволяет при наличии утечки перекрывать газовую магистраль при помощи электромагнитных клапанов. Что касается комплекса мер, то по результатам совещаний с минстроем и минэнерго они уже подготовлены, сообщил чиновник.
От имени фракции КПРФ на «правительственном часе» выступил первый заместитель председателя комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции Юрий Афонин. Отметив особую роль МЧС в защите населения от природных и техногенных катастроф, депутат выразил уверенность в том, что многие проблемы, которые сегодня приходится решать ведомству, «созданы тем либерально-монетаристским курсом, который сложился в ельцинские времена». «К сожалению, и сейчас многие адепты этого курса остаются в высоких кабинетах и серьёзно влияют на финансово-экономическую политику государства», — подчеркнул коммунист.
Депутат выделил ряд наиболее острых проблем.
Природные пожары. В 2010 году от их дыма задыхался центр России. Постоянно полыхают Сибирь и Дальний Восток. В этом году сильные пожары случились в Уральском федеральном округе. Юрий Афонин полагает, что «большинство лесных пожаров можно было бы или ликвидировать в зародыше, или вообще не допустить, если бы не было «оптимизации», в результате которой за годы, прошедшие после разрушения Советского Союза, численность лесоохраны была сокращена примерно в четыре раза. Надо «активно помочь минприроды довести лесоохрану до необходимой численности, оснастить её и, самое главное, добиться выделения соответствующих средств в бюджете Российской Федерации», заявил парламентарий.
В решении проблемы пожаробезопасности могла бы существенно помочь реализация Программы КПРФ «Вторая целина», предполагающей вовлечение в оборот заброшенных сельскохозяйственных земель, площадь которых с 1990 года увеличилась на 35 миллионов гектаров.
Важный вопрос — нехватка пожарных частей. По оценке МЧС, их сотни. Из законодательства вообще исчезла норма, обязывающая строить в новых жилых кварталах пожарные части. По мнению Юрия Афонина, эту проблему можно решить достаточно оперативно. Как раз на этом заседании Госдумы принимался в первом чтении законопроект, связанный с регулированием комплексного развития территорий. И хотя фракция КПРФ считает его в целом далеко не безобидным, тем не менее его можно было бы немного улучшить. Законодательство предусматривает, что застройщик берёт на себя в том числе и обязательства строить или реконструировать транспортные и социальные объекты, инженерную инфраструктуру, осуществлять благоустройство. «Давайте подготовим совместно с правительством ко второму чтению поправки, требующие строить также и пожарные депо», — предложил депутат. Председатель Госдумы Вячеслав Володин эту идею поддержал.
Юрий Афонин напомнил также о предложении председателя комитета Госдумы по аграрным вопросам Владимира Кашина, прозвучавшем на заседании фракции КПРФ, в котором принимал участие и министр по делам ГОиЧС со своей командой, — восстановить советскую систему противопожарной безопасности, когда тысячи промышленных и сельхозпредприятий имели свои пожарные команды, технику, пожарные водоёмы. Нужно рассмотреть и возможность налоговых льгот для тех предприятий, которые будут решать эту проблему, считают коммунисты.
Важнейший вопрос — аварийное жильё. За годы капитализма его площадь выросла в 7 раз.
В условиях нарастания военной угрозы настало время обратиться к опыту Советского Союза и в выстраивании системы гражданской обороны, которая была лучшей в мире, убеждён Юрий Афонин. Геннадий Зюганов и депутаты фракции КПРФ не раз предупреждали об опасности «сердюковщины», наносящей ущерб армии и разрушающей оборонную промышленность.
«Мы убеждены, что специальная военная операция и связанные с ней исторические обстоятельства властно требуют от нашей страны окончательно отказаться от либерально-монетаристской модели. Многолетнее следование этой модели заложило под безопасность нашей страны большое количество «бомб». Нам всем вместе надо их «обезвредить». КПРФ предлагает свою программу — Программу Победы. Мы уверены, что она пробьёт себе дорогу. Наша страна будет великой и одержит победу во всех схватках с западным империализмом!» — заявил коммунист Юрий Афонин.
Госдума рассмотрела несколько правительственных инициатив по изменению жилищного законодательства.
Были внесены изменения в Градостроительный и Жилищный кодексы, устанавливающие права и обязанности лиц, с которыми заключены договоры о комплексном развитии территорий (КРТ), и юридических лиц, обеспечивающих реализацию принятых решений. Согласно проекту закона, сокращается срок, когда собственники квартир могут исключить свой дом из проекта комплексного развития территории: теперь это можно будет сделать только до момента принятия решения о проведении торгов на право заключения договора о КРТ.
Нина Останина обратила внимание на заключение думской Комиссии по обеспечению жилищных прав граждан, где говорится о том, что законопроект защищает интересы органов публичной власти, которые реализуют программы комплексного развития территорий, а не собственников жилых помещений в многоквартирных домах. В частности, не требуется даже решения общего собрания собственников жилья о включении дома в программу КРТ или об исключении из неё.
Сегодня сложилась такая ситуация, что при реализации проектов комплексного развития территорий людей через суд просто выселяют из их жилья, выплачивая копеечные компенсации.
«Мало того, что людей можно переселить из центра города на окраину, но теперь вообще предлагается их и не спрашивать», — прокомментировала правительственную инициативу Ольга Алимова. Депутат предложила при осуществлении комплексной застройки территории пропорционально сохранять комнатность. Иначе получается не развитие, а деградация: был малоэтажный дом с полноценными одно-, двух- и трёхкомнатными квартирами, а вместо него выросла тридцатиэтажная башня с квартирами-студиями.
Алексей Куринный считает важным предусмотреть механизм справедливой компенсации стоимости жилья в случае его изъятия, если оно единственное, чтобы человек имел возможность купить себе равноценное жильё.
«В Самаре, в моём избирательном округе, программа комплексного развития территорий вызывает массовые протесты, — заметил Михаил Матвеев. — Муниципалитет признаёт аварийными, подлежащими сносу дома, которые таковыми не являются, и просто ставит людей перед фактом. Разбираясь с этой ситуацией, я увидел много узких мест в программе. В частности, в Самаре экспертизой домов занимается компания «Вира», в штате которой находится всего два человека, но они умудряются сделать в год 600 экспертиз домов. При этом признают аварийными и подлежащими сносу не только обычные многоквартирные дома, но и дома, которые являются памятниками культуры, дома, в которых приобретались совсем недавно квартиры с участием материнского капитала, ипотеки (а это значит, что банки делали оценку износа дома, и она была 40 или 50 процентов, а тут вдруг оказывается больше 70). Достаточно проблематично гражданам отстаивать свои права, потому что сама процедура крайне непрозрачная… Органы прокуратуры не могут здесь наводить порядок, потому что у них нет своей собственной экспертной организации, которая может ставить под сомнение эти липовые экспертизы, которые пачками ложатся в муниципалитет, и муниципалитет потом через межведомственные комиссии быстренько принимает решения».
«Совершенно неправильно, когда вместо комплексного развития территорий мы получаем просто новый бизнес, наподобие того, как в Англии в период огораживания сгоняли людей с территорий и когда овечья шерсть стала дороже, чем люди. Вот то же самое и сейчас: земельные участки во многих наших городах становятся дороже людей, которые там живут. Это, конечно, недопустимо», — заявил Михаил Матвеев.
Изменения части 2 статьи 30 Жилищного кодекса, предложенные правительством, возвращают так называемые резиновые квартиры. Выполняя постановление Конституционного суда, где признаётся право собственника сдавать квартиру по договору найма, в том числе на короткий срок, при условии «соблюдения прав и законных интересов соседей», а также «правил пользования жилыми помещениями и правил содержания общего имущества в многоквартирном доме». Таким образом, Конституционный суд запретил приравнивать посуточную аренду квартир к гостиничному бизнесу по формальным признакам. Но правительство так и не предложило механизм, который позволит соблюсти все эти оговорённые судом условия.
За законопроект проголосовала только фракция «Единой России». Коммунисты выступили против. Примечательно, что в ходе обсуждения законопроекта представитель правительства согласился со всеми замечаниями и предложениями депутатов. О том, во что это может вылиться, написала в своём телеграм-канале Нина Останина: «…Дума обрекает себя на то, что ко второму чтению закон может подвиснуть, ибо по сути он ничего не меняет и никак не защищает соседей. Откровенно лоббистский законопроект».
Татьяна Офицерова.
"Правда", №123, 10-13 ноября 2023 года
|