В Италии состоялась масштабная 24-часовая забастовка работников общественного транспорта, которую поддержали десятки тысяч человек по всей стране. В крупнейших городах, включая Рим, Венецию, Милан и Неаполь, на маршруты не вышли автобусы и трамваи, закрылось метро, не курсировали пригородные поезда. Протестовавшие требовали повышения зарплаты, «превращающейся в пыль» на фоне высокой инфляции, а также улучшения условий труда.
Стачка приобрела ещё больший размах, когда к ней присоединились таксисты, возмущённые планами правительства либерализовать рынок пассажирских перевозок. Водители убеждены: решение властей увеличить количество выдаваемых шофёрам лицензий на 20% спровоцирует нездоровую конкуренцию, а также раз и навсегда обесценит их нелёгкий труд. Согласно закону 1992 года итальянские такси приравниваются к общественному транспорту: за их руль вправе садиться лишь лицензированные профессионалы. При этом разрешения выдаются лимитированно и исключительно на публичных торгах, проводящихся крайне редко.
Самый простой способ получить лицензию — купить её у бывшего таксиста, которому она больше не нужна. Однако за прошедшие годы эта система породила параллельный рынок с завышенными ценами, где стоимость лицензии может достигать нескольких сотен тысяч евро. К примеру, в Риме, чьё население составляет почти 2,9 млн человек и увеличивается до 4 млн за счёт туристов, студентов и командировочных, выдано всего 7800 лицензий на такси.
Нехватка такси в столице в целом отражает то, что происходит на национальном уровне. Так, в Милане, втором по численности городе страны, доступны лишь 4853 лицензии, в Неаполе — почти 2400, в Турине — 1500, во Флоренции и Болонье — чуть более 700, в Палермо — около 320. Цифры далеки от тех, что зафиксированы в столицах ЕС, где белые автомобили такси сочетаются с более широким рынком услуг по аренде авто, в котором водитель связан с цифровыми приложениями.
Дефицит лицензированных шофёров наблюдается в Италии уже много лет, причём проблема стала ещё более очевидной, когда туристический поток в страну полностью восстановился после пандемии COVID-19 и спрос вообще перестал соответствовать предложению: вызов такси в итальянских мегаполисах превратился в «невыполнимую миссию».
Согласно предложенному властями закону, региональные столичные муниципалитеты, на территории которых расположен мегаполис или аэропорт, смогут увеличить количество лицензий на 20% от уже выданных посредством проведения чрезвычайного конкурса и упрощённых процедур. Муниципалитеты также смогут выдавать дополнительные лицензии в случае чрезвычайного увеличения спроса, связанного с усилением турпотока на фоне организации крупных культурных или спортивных событий, таких как Юбилей 2025 года (27-й очередной юбилей в истории Римско-католической церкви) или зимние Олимпийские игры-2026. Такие лицензии будут носить временный или сезонный характер и смогут продлеваться на срок до двух лет. Всё это, по мнению профсоюзов, приведёт к проникновению транснациональных корпораций в этот сектор, и рабочие места водителей такси окажутся под угрозой.
А в столице Литвы состоялся пикет работников правоохранительных органов. Протестовавшие, собравшиеся напротив здания правительства на площади имени Винцаса Кудирки с плакатами: «Премьер-министр, вы не оправдываете ожиданий чиновников», «Крепостничеству сотрудников — нет», выразили недовольство изменениями в уставе внутренней службы, предложенными МВД. Перед участниками мероприятия выступил председатель национального профсоюза пограничников Римантас Лиепа, раскритиковавший грядущую реформу Трудового кодекса. По его словам, хотя в МВД регулярно твердят о рекордных бюджетах учреждений, там «с такой же регулярностью ощущается нехватка денег».
По данным профсоюзов, сотрудники МВД недовольны отменой надбавки за учёную степень, уменьшением надбавки за выслугу лет с 30% до 20% должностного оклада, переводом на другие должности в случаях служебной необходимости, изменением условий возмещения расходов на проживание и командировочные расходы.
Рейтер.
"Правда", №112, 13-16 октября 2023 года
|