Год назад в подмосковном Жуковском прошел очередной международный авиационно-космический салон, более известный как «МАКС-21». Салон проводится раз в два года и призван демонстрировать достижения отечественной авиационной промышленности. Главной новинкой «МАКС-21» стал легкий тактический самолет (ЛТС) Су-75, широко разрекламированный под обозначением на английском языке как Checkmate («Шах и мат»). Автор новинки – компания «Сухой» – пояснила, что легкий однодвигательный истребитель является коммерческим проектом и предназначен главным образом для продаж за рубеж.
Аффилированные с компанией эксперты дополнительно сообщили о предполагаемой цене изделия и его летных характеристиках. Стоимость в районе 25–30 миллионов долларов США. Максимальная бесфорсажная скорость – 1,8 маха, потолок – 16 500 метров, боевая нагрузка – 7400 килограммов, дальность действия – 2800 километров. Су-75, дескать, благодаря этим преимуществам будет успешно конкурировать с китайскими самолетами на рынках Азии, Африки и Латинской Америки.
Новинку «Сухого» независимые эксперты восприняли с интересом, хотя и скепсиса в оценках хватало. Собственно, что реально показали на «МАКС-21»? Макет некого самолета в ангаре с тактико-техническими характеристиками, известными лишь разработчикам. Су-75 на сегодня своего рода кот в мешке! Любопытна реакция представителей российских ВКС на представленный летательный аппарат. Они отмолчались. Насколько известно, авиаторы не любят однодвигательные самолеты по причине их меньшей безопасности. Воздушное судно с двумя двигателями предпочтительнее. Позже в публичном пространстве появилась информация, что какое-то количество Су-75 Воздушно-космические силы все-таки закупят. По всей видимости, на военных надавили!
Эксперты считают, что если самолет не стоит на вооружении в стране-изготовителе, у него мало шансов выиграть зарубежные тендеры. Конкретный пример с МиГ-35, который российские ВКС закупили в количестве… аж 6 штук. МиГ-35 в 2010-м проиграл тендер в Индии, уступив «Еврофайтеру» и «Рафалю». Правда, на тот момент это был «сырой», недоработанный прототип по сравнению с нынешней модификацией. Возможно, автор, критично оценивая новое изделие «Сухого», ошибается. Дай бог! В СМИ недавно промелькнули сведения об уникальном «всеракурсном сопле» демонстрировавшегося макета истребителя и о том, что на следующем салоне он обязательно взлетит, а в серию пойдет в 2027 году.
Россия, как и СССР в прошлом, считается великой авиационной державой, таковых, к слову, в мире всего 4. Кроме нас, на воздушном Олимпе присутствуют Соединенные Штаты и Франция. В XXI веке к троице присоединился Китай, хотя некоторые эксперты к достижениям китайского авиапрома относятся прохладно.
В мировой послевоенной авиации законодателями моды традиционно выступают американцы. В переходе от одного поколения воздушных судов к другому первенство за истребителями. Мы ответили «партнерам», соответственно, тяжелым и легким фронтовыми истребителями Су-27 и МиГ-29. Советские самолеты имели прекрасные тактико-технические характеристики и ни в чем не уступали заокеанским новинкам. Конструкторы заложили в Су-27 и МиГ-29 высокий потенциал для последующей модернизации.
Основной истребитель российских ВКС сегодня, Су-35С, по сути, глубокая модификация Су-27, относимая к поколению 4++. На август 2021 года Су-35С у нас насчитывалось 124 единицы. С развалом Советского Союза мы серьезно «просели» в неофициальном соревновании с американцами по части новейших истребителей, имею в виду, конечно же, 5-е поколение.
В сумме коллективный Запад располагает армадой в 1000 самолетов 5-го поколения!
Наши восточные соседи и партнеры из Китая также с конца 90-х годов работали над программой создания истребителя 5-го поколения. Достижения Поднебесной впечатляют.
Chengdu j-20 – детище корпорации Военно-воздушных сил Народно-освободительной армии Китая Chengdu Aerospace Corporation. Первый полет совершил в январе 2011 года, а в марте-2017 уже поступил на вооружение НОАК. «Могучий Дракон» – так переводится его название – считается третьим в мире действующим истребителем-невидимкой 5-го поколения после F-22 и F-35.
А что у нас? Есть ли чем гордиться в этой стратегической сфере нам, россиянам? 29 января 2010 года свой первый полет совершил перспективный авиационный комплекс фронтовой авиации (ПАК ФА), позднее получивший обозначение Су-57. Американцы дали ему прозвище Felon, то есть «Преступник». Разработчик – компания «Сухой» – позиционирует его как «малозаметный многоцелевой истребитель 5-го поколения». Русский аналог в большей степени F-22 и в меньшей F-35. Заключен контракт на поставку 76 самолетов, которыми в конце текущего десятилетия должны укомплектовать три полка ВКС. На май 2022 года произведено 10 машин для испытательной эскадрильи и 6 серийных экземпляров поставлено в войска. Самолет прошел боевое крещение в Сирии и на Украине. Заключение российских официальных лиц: «Успешно».
Серьезным ударом по программе создания российского истребителя 5-го поколения стал выход Индии из совместного проекта FGFA. Наши индийские «друзья» заявили, что Су-57 не отвечает технологически обозначенным параметрам скрытности, а также его боевая авионика, радары и датчики российского производства не соответствуют стандартам самолета 5-го поколения. Несмотря на бравурные заявления высоких чинов из ВКС, проект постоянно сдвигался. Первый раз обещали запустить Су-57 в серийное производство в 2016 году, потом в 2018-м. В итоге запустили лишь в 2020-м, и то мизерной серией.
Российские истребители традиционно отличаются сверхманевренностью и мощным вооружением. Приятная новость буквально на днях. Запланированные на 2022–2023 годы испытания гиперзвуковых ракет для Су-57 уплотнены в связи с напряженной политической обстановкой. Испытания завершатся уже в этом году. Су-57 сможет нести оперативно-тактические гиперзвуковые комплексы «Гремлин» и «Личинка».
Самое главное – нарастить объемы производства. В СМИ писали, что из-за нехватки кадров и производственных площадей авиационный завод в Комсомольске-на-Амуре не справляется с заданием.
Авиационные заводы в России, по сравнению с советским временем, загружены заказами на половину, а то и треть мощностей. Российским Воздушно-космическим силам маловато 76 новейших истребителей, раз уж мы вступили в открытое противоборство с Западом. Я отнюдь не призываю к соревнованию в производстве самолетов-невидимок со странами НАТО. При таком подходе, простите, можно и без штанов остаться!
Самолеты 5-го поколения чрезвычайно сложные и дорогие изделия. Ратую за асимметричность, но для страны с имперскими амбициями оптимальное количество Су-57, думаю, должно исчисляться в 200–300 экземплярах. И при большом желании деньги в России можно найти!
В плане развития авиации надо брать пример с китайцев. Если бы четверть века назад кто-то из военных экспертов спрогнозировал, что Китай будет великой авиационной державой, его подняли бы на смех. Ныне аналитики на полном серьезе говорят, что лет через десять китайские военно-воздушные силы сравняются с американскими по числу новейших самолетов. Научно-технический прогресс не стоит на месте. Мы в России еще путем не освоили пятое поколение авиационной техники, а в спину дышит шестое.
Объединенная Европа работает над своим многоцелевым истребителем 6-го поколения. Программа Team Tempest включает компании из Франции, Великобритании, Германии, Италии и Швеции.
Российский авиапром сконцентрирован в Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК), которая в свою очередь входит в «Ростех». Странная структура: корпорация-мама и корпорация-дочка.
Главой корпорации является Слюсарь, в прошлом «эффективный менеджер» в области вертолетостроения. Обязанности председателя совета директоров ОАК исполняет бывший министр обороны Анатолий Сердюков, печально известный реформированием Вооруженных сил и военной авиации в частности.
При Сердюкове и президенте Медведеве как Верховном главнокомандующем Вооруженными силами значительно сократилась сеть военных аэродромов и была уничтожена Военно-воздушная инженерная академия имени Жуковского под красивым лозунгом «оптимизации расходов». Вместо шести воздушных армий осталось четыре, полки и дивизии по штатовскому образцу реорганизовывались в авиационные базы.
После прихода к руководству Минобороны Шойгу военные аэродромы начали восстанавливать, а вместо авиабаз стали воссоздавать полки и дивизии.
В феврале 2021 года совет директоров и президент корпорации Юрий Слюсарь «втихаря» приняли скандальное постановление о переводе авиационных конструкторских бюро на промышленные площадки, то есть московских конструкторов и инженеров хотели «перекинуть» на периферию. В СМИ и интернете поднялся такой шум, что, по всей видимости, власти заставили менеджеров отказаться от сумасбродной идеи. Неизвестно, окончательно или на время. И еще, «эффективных менеджеров» от авиапрома обязательно нужно поставить под контроль народа, учредив при корпорации представительный общественный совет!
Валерий КАПЛЕНКОВ,
политолог
"Советская Россия", №81, 28 июля 2022 года