России следует беспокоиться не о рейтингах, а о сохранении и укреплении своей экономики. Развязывая санкционную войну против России, Вашингтон и его союзники не могли не знать, что Москва может ответить, введя ограничения и запреты по своему долгу странам из списка «недружественных».
По данным Банка России на начало 2022 года внешний долг всех секторов российской экономики составил 479,96 млрд долл. Раскладка этого долга по главным секторам (млрд долл.): органы государственного управления – 68,08; Центробанк – 34,26; банковский сектор – 80,42; прочие сектора – 303,21. Это долги, которые возникли в результате размещения ценных бумаг, заключения кредитных договоров, получения российскими компаниями и организациями торговых кредитов, открытия счетов и депозитов в российских банках для нерезидентов и др. Примерно треть суммарного внешнего долга – краткосрочные обязательства, две трети – долгосрочные. Внешний долг номинирован в следующих валютах (%): доллар США – 43; рубль – 28; евро – 20; прочие валюты – 9. Львиная доля внешнего долга РФ – обязательства перед кредиторами стран, относящихся к списку «недружественных».
Центральный банк традиционно дает оценки ожидаемых выплат по внешнему долгу на месячной основе. Выплаты как в порядке погашения долга, так и его обслуживания (оплата процентов). Вот оценки на первую половину 2022 года, сделанные до начала санкционной войны (млрд долл.; в скобках: первая цифра – платежи по погашению долга, вторая – по его обслуживанию):
Январь – 6,54 (5,63 + 0,91)
Февраль – 6,05 (5,10 + 0,95)
Март – 8,70 (7,34 + 1,36)
Апрель – 5,45 (4,10 + 1,35)
Май – 3,22 (2,37 + 0,85)
Июнь – 5,41 (4,15 + 1,26)
Таким образом планировалось, что в первой половине сего года суммарные выплаты по внешнему долгу составят 35,37 млрд долл. И это не считая того, что по ряду кредитов и займов сроки выплат не определены; так называемые «долги до востребования», на которые приходится примерно 12% всего внешнего долга России. Кстати, основная нагрузка выплат ложится всегда на вторую половину года, особенно на четвертый квартал. И по итогам текущего года выплаты должны были бы заметно превысить планку в 100 млрд долл. Если судить по предыдущим годам, то выплаты по внешнему долгу составляют суммы, эквивалентные 9% ВВП.
Начиная санкционную войну, Вашингтон не мог не знать, что американские и другие западные заимодавцы могут получить по лбу «санкционным бумерангом»: Россия может ввести встречную санкцию в виде приостановки выплат по долгу до конца военной операции. А более радикальной мерой может стать полный и окончательный отказ от выплаты долгов. Подобно тому, как большевики приняли в начале 1918 года декрет об аннулировании всех государственных займов царского и Временного правительств (были аннулированы внешние долги на сумму 16 млрд зол. рублей).
Нынешние российские власти на столь радикальные меры не пошли. Однако малоприятные для иностранных кредиторов меры приняли. 5 марта президентом РФ был подписан указ «О временном порядке исполнения обязательств перед некоторыми иностранными кредиторами».
Реакция Запада на подобные решения оказалась вполне ожидаемой: Россию признали объявившей дефолт по своим долговым обязательствам. Впрочем, с момента начала санкционной войны любую встречную акцию России объявляют дефолтом. Даже указ президента от 31 марта, в котором детализировалась схема расчетов европейских импортеров российского газа на Западе, назвали дефолтом (появление в этой схеме рублевого счета в российском Газпромбанке охарактеризовали как нарушение контрактных условий, хотя, по сути, валютой платежа осталась денежная единица евро). Настоящими дефолтами были действия Запада – блокировка системы СВИФТ для российских банков и «замораживание» валютных резервов Российской Федерации. Действия российской стороны носили и носят защитный характер.
С начала марта все напряженно ждали, будут ли произведены очередные выплаты купонов по суверенным евробондам России. Многие в России высказывали мнение, что Минфин должен вообще прекратить какие-либо выплаты по долгу в силу возникшего форс-мажора («заморозка» резервов). Плюс к этому такое соображение: выплаты недопустимы по политическим причинам, ибо большая часть держателей евробондов из стран, входящих в список «недружественных».
Не знаю, чем руководствовался Минфин РФ, но 14 марта он направил платежное поручение иностранному банку-корреспонденту о выплате купонов по суверенным еврооблигациям РФ. Выплата предполагалась за счет средств валютных резервов, замороженных в результате санкций.
И вот 5 апреля агентство Reuters сообщило новость: американский Минфин не разрешил банку JP Morgan Chase обработку очередного платежа России по облигациям со сроком погашения в 2022 и 2042 годах. 4 апреля должны были пройти выплаты по выпуску еврооблигаций «Россия-2022», но они не были произведены (за счет замороженных резервов). Мало того что Вашингтон заморозил валютные резервы России, он еще и заблокировал использование этих резервов для выплат в пользу должников. То есть решил наказать не только Россию, но и держателей российских евробондов, среди которых немалую часть составляют американцы.
Эту парадоксальную ситуацию эксперты объясняют по-разному. Некоторые полагают, что российский Минфин вопреки всякой логике будет стремиться выполнять свои обязательства перед иностранными кредиторами. И уж если американский минфин запретил для этого использовать замороженные валютные резервы России, российский Минфин будет пытаться осуществлять выплаты за счет других валютных источников. Каких? За счет новой валюты, которая каждый день поступает в России от экспорта природного газа, нефти, других товаров. Продажа российских товаров за рубли пока лишь декларирована, а фактически оплата продолжается в долларах, евро и других резервных валютах. Запад не хочет, чтобы происходило накопление валюты в России. Конечно, он может периодически проводить «заморозки» и обнулять валютные резервы, но он стремится действовать более прагматично: новые валютные поступления России должны перенаправляться на выплаты ее внешним кредиторам, среди которых основная часть из США и других «недружественных государств».
Еще одна версия: создать ситуацию, при которой возникнут формальные основания для того, чтобы объявить суверенный дефолт России. А это позволит опустить кредитные и прочие рейтинги России до уровня плинтуса.
6 апреля официальный представитель Белого дома Джен Псаки подтвердила, что Вашингтон решением своего минфина от 5 апреля добивается либо загнать Россию в очередной дефолт, либо отжать у нее остатки накопленной валюты. «У России нет неограниченных ресурсов, особенно сейчас с учетом калечащих санкций, которые мы ввели. Им придется выбирать между истощением остающихся долларовых резервов, тратой новых поступлений или дефолтом», – сказала Псаки на брифинге.
Думаю, что, несмотря на иррациональное стремление Минфина России выполнять свои обязательства перед кредиторами независимо от внешних обстоятельств, он не пойдет на то, чтобы оплачивать купоны евробондов за счет новых валютных поступлений. Он может в качестве оплаты предложить лишь российские рубли (как это и определено президентским указом от 5 марта).
А бояться объявления Западом очередного дефолта России не стоит. Запад каждым своим новым пакетом санкций громогласно заявляет, что он в очередной раз нарушает свои международные обязательства в сфере торговли, финансов и валюты.
P.S. 7 апреля пришла новость: Россия впервые исполнила в рублях обязательства по евробондам перед иностранными держателями. Речь идет о погашении облигаций на 649,2 млн долларов, сообщили в Минфине. Отмечается, что выплата была проведена в рублях из-за отказа иностранного банка-агента исполнить поручение в валюте.
Валентин КАТАСОНОВ,
"Советская Россия", №37, 7 апреля 2022 года
|