Судя по тому, что услышали депутаты-коммунисты от министра экономразвития Максима Решетникова, чиновничество РФ пребывает в узком мирке рыночных иллюзий. Они встревожены антироссийскими санкциями, введенными «партнерами», нарушившими их привычный уклад, – торговлю углеводородами и прочим российским сырьем, но до сих пор не прониклись тревожным состоянием общества в связи со сложной ситуацией, в которой находится страна.
Министр встретился с фракцией КПРФ накануне его выступления в Госдуме с докладом «О мерах по обеспечению развития российской экономики в условиях внешнего санкционного давления» в рамках «правительственного часа».
М. Решетников рассказал, что Минэкономразвития работает по антикризисному плану, в основе которого поддержка граждан, преодоление барьеров внешнеторговой деятельности, импорт продукции. Однако о поддержке граждан министр практически ничего не сказал конкретного, его внимание было сосредоточено на восстановлении рыночной инфраструктуры. С импортом разобрались: отвернулся Запад, устремились на Восток. Столкнулись с транспортной блокадой – стали выстраивать новую транспортную логистику.
Санкции раскрыли отсталость российской производственной, технологической базы, отсутствие программного обеспечения. Минэкономразвития пустилось в поиски замены товаров, которые теперь не может закупать. Но планов создания собственных производств в ведомстве не просматривается, речь, главным образом, о перезапуске.
Ударом для экономики стала блокировка доступа к глобальной финансовой системе, заморозка государственных активов, запрет сделок с ЦБ, с Минфином, ограничения на международные расчеты. Встала задача насыщения экономики оборотными средствами, восстановления кредитования, стабильности на рынке труда. Проблемы министерство решало исключительно рыночными способами. Запустило программы кредитования, в первую очередь системообразующих компаний, они получили на 1 трлн 900 млрд. рублей кредитов, это 98% запланированных объемов. Малый бизнес получил кредитов на 670 млрд рублей. Была введена отсрочка по уплате страховых взносов за второй и третий квартал. «Это по сути бесплатные кредиты на 750 млрд рублей», – хвалился министр.
Восстанавливали промежуточный импорт, чтобы перезапустить производство. «Сейчас неплохие темпы восстановления», – заметил министр, но не уточнил, какие именно. «У нас создан большой инструмент поддержки инвестиций, особенно в регионах, – это и инфраструктурные бюджетные кредиты, и реструктуризация налогов в обмен на инвестиции, особые экономические зоны, и индивидуальные программы, все это работает», – сообщал министр.
Антикризисная мера – исключение административных барьеров, 2,5 млн лицензий выданы автоматически. Смягчается ответственность бизнеса за административные правонарушения. «Мы ориентируем наши органы не на наказание, а на предупреждение», – отметил министр. По его представлению, министерство героически и успешно преодолевает санкции.
У Г.А. Зюганова – другие -оценки:
«Темпы экономического развития – всего 0, 9%, а надо, чтобы они были в 3 раза выше. Китайская экономика развивается в 8 раз быстрее. Надо не только латать дыры, а развивать новую цивилизацию, поднимать социальную политику. Мы за последние 5 лет потеряли 3 млн населения. И в этом году потеряем еще 1 млн человек. В общей сложности – 4 млн человек! Ни одна страна мира так не теряла своих граждан. Это результат проводимой политики. 300 с лишним миллиардов отдали дяде, который нас душит. И в этом году Центробанк собирается еще 262 млрд доллара вывезти из страны. Недавно посмотрел материал, где сказано, что мы в Америку все поставляем даже в условиях санкций. Как это понимать? Пора сделать все, чтобы перестали оружие поставлять на Украину. К этому надо принимать меры».
А что получили простые люди от антикризисных мер Минэкономразвития?
Генерал Виктор Соболев: «За годы рыночных реформ в стране было разрушено 80 тыс. различных предприятий. А что министерство планирует для восстановления предприятий и для реального импортозамещения? Нам для развития нужно восстановить две главные отрасли – станкостроение и электронную промышленность. Что министерство делает в этом направлении?»
Решетников: «У нас в производстве продукции используются различные компоненты, не может минпромторг наладить их производство в течение месяца. Это целый комплекс инструментов… большая системная работа. Министерства это развернули. Но авиация, машиностроение, транспорт, автопром – это просто так не переналадишь, потому что мы остались без своих платформ. Министерство над этим рабо-тает».
Алексей Куринный: «По вашим последним оценкам, реальные доходы граждан упали на 2,5%. А с 1 января планируется увеличение тарифов для граждан на 9% раньше времени. Это с целью стимулирования внутреннего рынка или возможность заместить финансирование ЖКХ государственными инвестициями, которые вынуждены платить наши граждане? С чем связано такое решение?»
Решетников: «Решение связано с инфляционными процессами, которые есть на сегодняшний момент. Планируется единственное повышение тарифов за ближайшие полтора года, которое охватит инфляцию 2022-го и 2023-го годов. Мы устанавливаем предельно допустимый рост платы граждан за жилищно-коммунальные услуги. 9% являются очень разумной сбалансированной величиной. При этом конкретные тарифы будут определять регионы самостоятельно. Поэтому эти цифры ограничительные для регионов, чтобы они не поставили выше. А то, что тарифы надо правильно и не выше инфляции индексировать, это все понятно. Механизм контроля – в руках регионов, губернаторов, Федеральной антимонопольной службы. Он выстроен за эти годы».
Денис Парфенов: «Вы смягчаете ответственность для предпринимателей, вместе с тем спешить с этим не стоит, только за последнее время на 15% возросла задолженность по заработной плате. Около 40% накопленного объема задолженности – это долги за 2020-й и предшествующие годы. Какие меры по линии вашего министерства принимаются для ограничения опасной тенденции – к росту задолженности по зарплате?»
Решетников: «Ответственность никуда не девается. Своевременность выплат зарплаты на контроле у прокуратуры. Прокуратура в последнее время не церемонится. Если есть факты невыплат, нужно предметно разбираться».
У коммунистов к экономическому блоку правительства много вопросов, подчеркивали выступающие. Они требовали от министра остановить вывоз капитала за рубеж, золотовалютных резервов, которые арестованы и не работают на Россию, возможно, будут работать на Украину.
Коммунисты возмущались повышением ключевой кредитной ставки в начале года, только недавно экономика стала отходить от оглушительного удара. Перед этим вывозили золото за рубеж. Подняли цены на строительные материалы, на комбайны, тракторы.
И это делается во время военной операции, мобилизации!
В строительстве заводов, в истинном импортозамещении – достижений нет. Зато селяне ставят рекорды, собрано уже 140 млн тонн зернобобовых, высокие урожаи ожидаются по другим культурам. А что им? В 90-м году производили 75 тыс. комбайнов «Дон», сейчас – 5–7 тысяч, в годы без санкций – до 10–12 тыс. доходило, до 12 тысяч, в нужно 17 тыс. комбайнов, 25 тыс. тракторов. Село может вытащить всю экономику. Но Минэкономразвития этого не видит.
Тарифы, ставки – остановите их рост! – настаивали коммунисты.
Негодование депутатов от КПРФ вызвало появившееся в прессе разоблачение закулисных дел влиятельного чиновничества. Газета «Наша Версия» (26.09.2022, автор Р. Горевой) сообщила, что США продолжают получать ценнейший импорт из России – удобрения, алюминий, титан, древесину и даже радиоактивные материалы. Это происходит, когда идет война на Украине и по нашим бойцам бьют американские хаймерсы. «Россия играет с Америкой в поддавки», – иронизирует известный экономист Валентин Катасонов.
Коммунисты говорят резче. Звучат предложения снять с чиновничества бронь, отправить их на линию огня. А экономикой пусть займутся специалисты-патриоты.
Галина ПЛАТОВА
"Советская Россия", №108, 29 сентября 2022 года
|