7 ноября 1941 года на Красной площади Москвы состоялся легендарный военный парад, посвященный 24-й годовщине Великой Октябрьской революции. Это событие было символом несокрушимого духа бойцов Красной Армии, прямо с парада они шли в бой. А всего в тридцати километрах от Москвы шли ожесточенные бои.
Накануне 80-летнего юбилея этого события председатель комиссии по взаимодействию с общественными организациями, профсоюзной, молодежной и семейно-детской политике и военно-патриотической работе Алена Чернова вместе с коммунистом и активисткой КБРО ООД «ВЖС «Надежда России» Еленой Петровной Букиной встретились с детьми единственного участника, представителя Кабардино-Балкарии на том параде, Хусейна Татимовича Сижажева. Сын и дочь фронтовика, к сожалению уже ушедшего из жизни рассказали об отце много интересного. Примечательно, что в семье хранятся воспоминания Хусейна Сижажева о том незабываемом в его жизни событии.
По итогам встречи с Валерием и Майей Сижажевыми был подготовлен очерк и сюжет для республиканского телевидения.
Мы уверены, что посетителям сайта КБРО КПРФ будет интересно узнать о том, как все происходило со слов непосредственного участника событий.
Героическая летопись Кабардино-Балкарии, состоящая из тысяч фрагментов и историй человеческих судеб в определенные моменты вемени высвечивает яркие эпизоды событий давно минувших лет. И с каждым годом эти события становятся все более значимыми и важными для каждого из нас, а особенно для будущих поколений.
7 ноября этого года исполнилось восемьдесят лет со дня проведения легендарного военного парада на Красной площади Москвы. Состоявшийся во время Московской битвы, когда линия фронта проходила всего в нескольких десятков километров от столицы, военный парад в честь 24 годовщины Великой Октябрьской революции, стал символом непобедимого воинского духа Красной Армии. Среди его участников был достойный сын нашей республики Хусейн Татимович Сижажев. Так сложилось, что мы не знаем больше ни об одном другом нашем земляке, участнике того легендарного события, тем ценнее нам воспоминания фронтовика, бережно сохранившиеся в личном архиве его детей.
Хусейн Татимович Сижажев родился 20 марта 1917 года в с. Заюково, Баксанского района. Одним из первых в республике это село встало на путь революционного преобразования. В частности, это было связано со строительством Баксан ГЭСа. Молодежь того времени воспитывалась в атмосфере общенародного подъема. Именно из ее рядов вышли, ставшие впоследствии известными всей республике братья Кушховы, братья Нахушевы, Хачим Кармоков, первые в Кабардино-Балкарии Герои Социалистического Труда — А. Борисов, Х. Калмыков и Т. Шогенов. Молодежь стремилась к знаниям, активной общественной работе. Вот и Хусейн Сижажев в 1933 году закончив 7 классов сельской школы, уехал в ст. Котляревскую учиться на птицевода в сельскохозяйственное училище. Активного бойкого паренька приняли в комсомол и вскоре выбрали секретарем комсомольской организации училища.
После окончания учебы, он вернулся в родное село. Грамотного комсомольского вожака земляки избрали секретарем сельского совета. В этой должности, на протяжении двух лет он верой и правдой добросовестно выполнял свою нелегкую работу. С детских пор Хусейн мечтал о службе в армии и вскоре сумел осуществить свою мечту. Службу он начал в Нальчике, в октябре 1936 года он стал курсантом полковой школы 126 кавалерийского полка. Окончил полковую школу и в звании политрука был направлен на западную границу Советского Союза в дивизию имени Котовского, где был вновь избран на комсомольскую работу- секретарём комсомольской организации полка. После демобилизации вернулся на родину, где молодежь Баксанского района избрала его своим комсомольским вожаком. По направлению партийной организации, в 1939 году, Хусейна Сижажева направляют на работу в органы Госбезопасности, где он прослужил на различных должностях до мая1941 года. В этот месяц его направили на учебу в Москву, в высшую школу Госбезопасности СССР. Наряду с учебой ему приходилось не раз выполнять ответственные задания в районах западной границы страны. На Западе уже шла войнв, фашистская Германия захватывала одну за другой европейские страны, было неспокойно в областях Западной Украины и Западной Белоруссии, а также в республиках Прибалтики. Курсантам высшей школы случалось довольно часто прерывать занятия и выезжать на выполнение ответственных, с риском для жизни заданий. Нередко группы курсантов возвращались без нескольких своих друзей.
Вот что вспоминал Хусейн Татимович, о событиях того времени: «Великая Отечественная война застала меня в Москве, будучи слушателем высшей школы госбезопасности СССР.
Первая суровая военная осень. Враг рвется к Москве с целью её захвата. Столица наша Москва неузнаваемо изменилась. Руками героических москвичей она превращена в неприступную крепость. Всюду на улицах, площадях оборонительные сооружения, укрепления и противотанковые заграждения. Витрины магазинов завалены мешками с песком. С каждым днем усиливалась бомбежка. В середине октября 1941 года на подступах к столице разгорались ожесточенные бои, Особенно обстановка обострилась с 16 по 19 октября, когда фашистская разведка в массовом порядке забрасывала на Москву своих провокаторов, шпионов и лазутчиков. Москва становилась все более безлюдной. Шла массовая эвакуация населения, детей и стариков особенно. Было объявлено, что Москва на осадном положении. В первые дни начала Великой Отечественной войны, меня зачислили в в состав специальной бригады для прохождения краткосрочных курсов в г. Мытищи. В эти же суровые дни по указанию И.В. Сталина была создана отдельная мотострелковая бригада особого назначения (ОМСБОН). Я воевал в составе этой прославленной бригаде вместе с такими знаменитыми чекистами как Медведев, Кузнецов, братья Знаменские, боксер Королев и другие).
Бойцы нашего первого полка, отдельной мотострелковой бригады особого назначения, которые еще не были в боях, горят желанием попасть на фронт. В этом первом полку я был назначен помощником военного комиссара по комсомолу. В составе нашей бригады были курсанты и слушатели высшей школы госбезопасности СССР, высшей пограничной школы СССР, студенты московского государственного медицинского института им. И. Сталина, спортсмены «Динамо», иностранцы из Коминтерана (поляки, испанцы, немцы), 800 человек, направленных ЦК ВЛКСМ и много чекистов из Центрального аппарата МГБ СССР.
Из нашего отряда много бойцов были заброшены в тыл врага, в партизанские отряды Медведева и др., кроме того много заброшено мелкими группами для ведения разведки.
Как-то в последних числах октября 1941 года меня вызвал командир полка Рохлин и комиссар С.И. Волокитин. Мне дали задание представить список комсомольцев-спортсменов, чекистов полка, которые зарекомендовали себя с положительной стороны. Обычно, когда готовили забросить в тыл к немцам специальный отряд, мы таким же образом подбирали кандидатуры. И на этот раз я подумал, что готовится новая группа, тогда я устно обратился к командиру и попросил, чтобы меня тоже включили в эту группу. Мной двигало одно желание- поскорее начать действовать со своими товарищами в тылу врага, наносить им удары для полного разгрома фашистов. На мою просьбу командир с комиссаром рассмеялись и обещали посодействовать. Я приступил к подбору кандидатур и в срок список был составлен. С этого дня снами стали усиленно заниматься строевой подготовкой. Проводили занятия командиры-пограничники.
4 октября 1841 года, как обычно, вечером я заходил к своему комиссару Сергею Ивановичу Волокитину, славному чекисту, докладывать какую работу я провел за день, докладывал о принятых в комсомол бойцах добровольцах. Особенно его интересовало как идет комсомольская работа среди испанцев из Коминтерна, с которыми мне приходилось работать по вовлечению их в комсомол. После официального доклада я попросил комиссара сказать все же, куда нас забросят и кого я должен оставить вместо себя. Он засмеялся и говорит, что мы будем участвовать на Военном параде 7 ноября на Красной площади. Я конечно же удивился, как же так? Немец стоит на 25-30 км. от Москвы?
6 ноября мы слушали трансляцию из метро «Маяковская» - доклад председателя комитета обороны И.В. Сталина о 14 годовщине октябрьской Социалистической Революции.
А 7 ноября 1941 года сводный полк под командованием С. Иванова от ул. Пушкина отправился строго в строевом порядке и занял исходное положение.
Перед началом парада наш командир объяснил, что Москву будут оборонять две тысячи самолетов. Я лично видел много аэростатов в небе, утро было туманное, шел густой снег.
В восемь часов утра под звон курантов из ворот Спасской башни выехал на коне маршал С.М. Буденный. Переполненные трибуны встретили его овациями. Командующий парадом генерал-лейтенант П.А. Артемьев рапортовал маршалу «Войска Московского гарнизона для участия в параде, по случаю 24 годовщины Великой Октябрьской социалистической революции построены».
Все замерло в неподвижности. В морозной тишине слышно было каждое слово. Красная площадь сурова и торжественна. Маршал и командующий объезжают войска. Гремит сводный оркестр. Над площадью катится наше «Ура!!!». В этот день это звучало как клятва. Затем наступила тишина. Ни звука, ни движения. Все слушали речь главнокомандующего И.В. Сталина. Но вот раздаётся команда, звучит оркестр и наши колонны направляются к Мавзолею. В эту минуту меня охватило такое чувство гордости за нашу Родину, что даже трудно объяснить. Парад длился не многим более часа, Сколько пережито нами, его участниками за этот небольшой отрезок времени.
Фашисты утверждали, что Москва взята, и что фюрер, как это было в Варшаве и Праге сделает смотр своих войск на нашей Красной площади! И вот враг на подступах к Москве, а на её великой главной площади- демонстрируется наша сила.
После парада наши товарищи из ОМСБОНа нам рассказывали (из отряда Д. Медведева) как они слушали в глубоком тылу у врага, доклад Сталина на торжественном заседании на станции метро «Маяковская» и военный парад, с гордостью распространяли они листовки среди наших людей, временно оказавшихся на оккупированной территории.
После парада все подразделения нашего сводного отряда разъехались на фронт для выполнения специальных заданий. Задания были разные: заминировать дорогу, взрывать мосты, по которым ожидалось продвижение фашистских колонн и т.д. Я с группой 7 ноября вечером выехал в направлении г. Клин под Москвой, где раньше уже проводил разведывательную работу, для продолжения выполнения задания. Наша прославленная отдельная мотострелковая бригада особого назначения с начала Великой Отечественной войны и до последних дней, проявив мужество и героизм действовала как на фронтах, так и в глубоком тылу. Многим ОМСБОНовцвм присвоено высокое звание героев Советского Союза -среди них Д. Медведев, Н. И. Кузнецов и всего 14 человек, а тысячи товарищей награждены орденами и медалями. Наша бригада активно участвовала в разгроме немецко-фашистских войск под Москвой, который начался 6 декабря 1941года. У меня двадцать наград, среди них особо важные для меня, два ордена Красной Звезды, орден Отечественной войны 2 степени, медали «За боевые заслуги», «За оборону Москвы», «За оборону Кавказа».
После победы советских войск под Москвой, я написал рапорт об откомандировании меня на родину, где враг уже ступал по земле Северного Кавказа. Меня направили в Кабардино-Балкарию на должность старшего оперативного уполномоченного секретно-политического отдела НКВД, а с оккупацией территории республики был назначен начальником разведки объединенного партизанского отряда, который до января 1943 года вел ожесточенную борьбу с врагами в его тылу.
После окончания Великой Отечественной войны я возглавлял подразделения государственной безопасности в Баксанском, Терском и Урванском районах Кабардино-Балкарии, а затем длительное время служил командиром 57-го батальона внутренних войск МВД СССР, осуществляющего охрану мест лишения свободы на территории КБАССР».
20 марта 1977 года группа чекистов Одессы, однокурсников Хусейна Татимовича по высшей школе НКВД СССР (13 офицеров) вручила ему в честь юбилея поздравительный адрес. В нем боевые товарищи Сижажева написали: «...Высокие служебные показатели, личная отвага и оперативное мастерство-вот боевой аттестат Хусейна Сижажева, несущего высоко, без единого пятнышка, свой партийный билет вот уже почти четыре десятилетия...»
Большая часть информации о служебной деятельности Х.Т. Сижажеве является секретной, но некоторые факты стали известны из разговоров друзьями, ветеранами. Известно, например, что в составе разведывательного отряда для диверсионной деятельности в тылу врага, Хусейн Сижажев участвовал в операциях на брянщине, был в группе, подорвавших здание гестапо на Украине. В марте 1987 года в семью бывшего чекиста приехал Герой Советского Союза полковник Мерковский, однополчанин отважного сына Кавказа. Встреча порадовала удивительной сердечностью и теплотой. Сын Сижажева – Валерий попросил дорогого гостя рассказать о том, где и как они с отцом воевали, ведь сам он об этом не говорит. «Еще не пришло время рассказывать о том, что мы чекисты, сделали- сказал тогда полковник,-Одно могу сообщить тебе, в этой золотой звезде добрая половина должна принадлежать твоему отцу. Звание Героя мне присвоили за взрыв Гестапо в одном украинском городе, а взрывчатку туда, с неимоверными трудностями доставил Хусейн».
В 1943 году в образе «немого черкеса» Сижажев выявлял шпионов иностранных разведок в Тегеране. Тогда очень серьезной была информация о готовящемся покушении на Сталина. Ярким эпизодом был переход через Волгу в водолазных костюмах и в полном снаряжении. Произошло это накануне Сталинградской битвы в целях ликвидации шпионской группировки. Человек-легенда, удивительно скромный и обаятельный в жизни имел в своем жизненном багаже героические страницы беззаветной преданности Родине.
После ухода на заслуженный отдых в 1964 году, Хусейн Татимович еще длительное время трудился начальником отдела кадров Нальчикского трикотажного комбината «Дружба», старшим инспектором по кадрам Нальчикского электровакуумного завода, в управлении «Каббалкэнерго». С 1977 года по 1996 год работал старшим инженером материально-технического отдела КБГУ. Он был прекрасным семьянином, активистом ветеранского движения, гостеприимным и хлебосольным товарищем, воспитал замечательных детей, дождался внуков и правнуков. Ушел из жизни этот удивительный человек 5 июля 1999г.
|