В преддверии 100-летия ВЛКСМ коммунисты Нальчика проведут комплекс героико-патриотических мероприятий с молодежью столицы. Предстоят встречи в ученических и студенческих аудиториях, комсомольский "Огонек", встречи ветеранов комсомола в формате "За круглым столом", митинг у памятника погибшим комсомольцам, тематические мероприятия. Все это запланировано на первые осенние месяцы, но уже сейчас коммунисты первичной организации "Союз" представляют на сайте КБРО КПРФ воспоминания коммунистов первички о своей комсомольской юности.
Сегодня герой нашего очерка – Мушагид Кушбиевич Вологиров.
Для справки:
Вологиров Мушагид Кушбиевич, заслуженный работник сельского хозяйства КБР, доктор сельскохозяйственных наук, профессор, академик РАЕН, заведовал кафедрами зоотехнии и частной зоотехнии в КБГУ и КБГАУ. Окончил Северо-Осетинский сельскохозяйственный институт в 1958 году. 1958-1961 гг. – главный зоотехник совхоза и районных управленческих органов; 1965-1966 гг. – заведующий отделом республиканской агрохимлаборатории; с 1966 год – преподаватель, доцент, профессор КБГУ и КБГАУ; специалист в области частного животноводства; работал по выведению новой советской мясо-шерстной породы овец и ее совершенствованию в условиях отгонно-горного содержания; автор советской мясошерстной породы «кавказский тип», имеет авторское свидетельство и изобретения по санитарной обработки овец.
Родился Мушагид Кушбиевич в далеком 1933 году 22 ноября в селении Жемтала, ныне Черекского района. Как у всех мальчишек довоенной поры, у него было счастливое детство, проведенное по большей части в посильной помощи родителям по хозяйству. Мушагид был старшим в семье, и отец, радовавшийся трудолюбию и веселому характеру первенца, охотно делился с ним своим опытом, приучал с детства правильно держать топор, ухаживать за домашними животными, помогать матери по дому. Когда началась Великая Отечественная война, из их большого рода Вологировых на фронт ушли все мужчины призывного возраста. Старший из трех братьев Вологировых, отец Мушагида Кушбий погиб в 1943 году во время освобождения Харькова от фашистско-немецких захватчиков. Позже стало известно, что их полк попал в окружение, и никто не выжил. Дядя Мушагида Хажмурат попал на фронт в 1941 году сразу же после окончания военного училища, геройски сражался и погиб в одном из районов Польши, было ему всего 24 года. О судьбе другого дяди Мушагида знают в Кабардино-Балкарии практически все, но и далеко за пределами республики. Хажпаго Вологиров после рабфака поступил на физико-математический факультет педагогического института, но война не дала закончить учебу. Славно сражался бравый Хажпаго Вологиров за родную землю. В 1945 году он был участником парада Победы на Красной Площади. Его ратный подвиг отмечен высокими наградами Родины. Из троих братьев только ему одному было суждено вернуться в родной дом, но именно он смог заменить отца для племянников и значительно повлиял в дальнейшем на судьбу Мушагида Вологирова.
В 1942 году Мушагид пошел в школу. Сейчас он сам с невольно набегающими слезами вспоминает то время. Осенью 1942 года фашисты захватили Кабардино-Балкарию, в том числе и Жемталу. Было голодно и холодно, носили мальчишки немудреную одежку, которую могли справить им матери из старых отцовских запасов одежды. Но во время войны и после жажда знаний была столь высока, что никакие препятствия, такие как отсутствие учебников, тетрадей, не могли остановить ребятишек в стремлении учиться. Из-за оккупации год учебы был потерян, но уже после того, как войска доблестной Красной Армии изгнали фашистов с родной земли, все школы республики, хотя было трудно, продолжили свою работу. С теплотой вспоминает сейчас Мушагид Кушбиевич своих учителей, среди них прекрасную учительницу математики Надежду Ивановну Мерчанскую, Откуда она приехала в село, он не знает, но это была учительница, о которых говорят "от Бога". Свой предмет она знала настолько глубоко, что смогла заинтересовать математикой всех своих учеников. С тех самых первых школьных уроков в сердце Мушагида Кушбиевича навсегда осталась большая любовь к математике как к науке и искреннее уважение к профессии учителя. Работали в школе и другие любимые учениками замечательные, добрые учителя: по физике Мухарадин Гисович Дохов, по химии – его жена Асият Шибзухова, по русскому языку и литературе – Надежда Федоровна Курочкина. Все они были в Жемтале глубоко уважаемыми людьми, обучали грамоте не только школьников, но и уже взрослых сельчан, читали книги в клубе, ставили спектакли с ребятишками. В школе у каждого учителя было свое направление кружковой работы, активно работали пионерская дружина и комсомольская организация.
С волнением вступал Мушагид Кушбиевич в комсомол. Накануне школьного собрания тщательно подготовился, мама погладила ему рубашку, а сам он усиленно зубрил Устав комсомола. На собрании Мушагида похвалили учителя, товарищи, одноклассники. Он вполне заслужил самой лучшей характеристики. В учебе был всем примером. Учительница математики очень радовалась его успехам, даже пятерку ставила в тетради не обычную на две клеточки, а чуть ли не в половину страницы, тем самым поддерживала ученика в стремлении к более глубокому изучению любимого предмета. Об отличной учебе паренька из Жемталы знали и в райкоме комсомола, куда он с группой ребят приехал на утверждение и вручение комсомольских билетов. Первый секретарь РК ВЛКСМ Хабала Карданов не пожалел тогда своего времени и долго беседовал с приехавшими из Жемталинской средней ребятами. Гордые стояли перед первым секретарем Мушагид Вологиров, будущий доктор наук, профессор, Борис Казаков, будущий достойный капитан милиции, Анатолий Матуев, будущий хирург и травматолог высокой квалификации. Все это еще было впереди, но тогда, получая из рук первого секретаря райкома комсомола свои комсомольские билеты, они твердо обещали ему стать достойными людьми, и слово свое сдержали.
Активно занимался Мушагид спортом. Все перемены старался он с ребятами проводить время на лужайке у школы, подтягивались на самодельном турнике, тренировали меткость в броске деревянной гранаты или ловко гоняли тряпичный мяч, забивая голы в импровизированные ворота из речных камней. Уже в год вступления в комсомол его избрали в состав школьного комитета комсомола и поручили вести спортивно-массовую работу. Учителя в лице Мушагида Вологирова получили очень серьезного помощника. Авторитет среди школьников у него был настолько высок, что к его помощи прибегали, когда нужно было поругать нерадивого двоечника, вертлявого бедолагу, мешающего вести урок или выгнать мальчишек-курильщиков из туалета. Комсомольская работа нисколько не мешала его отличной учебе. А еще и по дому помогать надо было больше, ведь без отца мать одна воспитывала его и трех младших сестренок. Память до мельчайших подробностей сохранила те годы. Часто ребят забирали с уроков, чтобы они помогли колхозу в прополке, уборке кукурузы, косить и скирдовать сено. Прямо с уроков из правления приходил бригадир и забирал крепких старшеклассников на срочные работы. Учителя терпеливо проводили потом дополнительные занятия. Вспоминает Мушагид Кушбиевич, как не хватало в колхозе лошадей, быков. Пахали на коровах, а они были настолько изможденные, что запрягать приходилось в упряжку по восемь голов. Не было в селе работоспособных мужчин, если и вернулись с фронта, то раненые и калеки. У Вологировых сложили буйные головы на полях сражений двое сыновей, у их соседей Казаковых не пришли с фронта трое сыновей. До самой своей смерти их мать ждала детей домой, не закрывала никогда калитку и дверь в доме. Так и работали: старик бригадир и дети, но никто не роптал, не жаловался. Все понимали, что это нужно для страны, для фронта, а родители такой труд своих рано повзрослевших детей только поощряли.
По вечерам, разглядывая фотографию Кушбия, оставшегося в памяти сына высоким, крепким и самым сильным на свете отцом, Мушагид твердо решил скорее выучиться и стать достойным человеком. В 1953 году он получил аттестат с отличными отметками и пошел за советом к старшему рода Хажпаго Кушбиевичу. Тот в то время занимал высокий пост в руководстве республики и, выслушав племянника, мечтавшего об учебе на физико-математическом факультете, решительно поменял его планы. Дядя посоветовал Мушагиду пойти учиться в сельскохозяйственный институт, ведь республика в послевоенное время остро нуждалась в грамотных специалистах именно по профилю основной деятельности республики. Послушался совета уважаемого Хажпаго Мушагид и, успешно сдав вступительные экзамены, поступил на зоотехнический факультет Северо-Осетинского сельскохозяйственного института, сейчас это Горский аграрный университет. Конкурс был большой, многие из приехавших с Мушагидом вернулись домой, но парнишка из Жемталы показал очень хорошие знания, даже на удивление самому себе получил четверку по немецкому языку, хотя из-за ненависти к фашистам в школе учил немецкий язык не столь прилежно. Гордится сейчас Мушагид Кушбиевич свои дипломом. Он учился в вузе, который закончили многие известные в республике люди, среди них Т.К. Мальбахов, З.Х. Шауцуков, М.Х. Хачетлов, К.С. Кушхов, К.Н. Керефов и другие.
Учился Мушагид Кушбиевич очень увлеченно. На первом курсе его заприметил преподававший у них ректор института Николай Иванович Нусов. Видя старание паренька из Кабарды, он привлек его к научной деятельности, поощрял его общественную работу в комитете ВЛКСМ вуза. Студенты жили тогда бедно, но весело, придумывали для себя разные мероприятия – спортивные соревнования, конкурсы художественной самодеятельности, устраивали жаркие диспуты и комсомольские собрания. Мушагид Кушбиевич пользовался среди студентов и преподавателей высоким аторитетом! Стройный, крепкий с густой шапкой темных волос, он всегда был на виду. Хотя и не новые, рубашка и брюки всегда были тщательно выглажены, а на левой стороне курточки всегда алел комсомольский значок. Мушагид в комитете комсомола отвечал за работу студенческих научных кружков. Вместе с преподавателями студенты ставили интересные эксперименты, опыты, делали свои первые научные разработки. Мушагида как отличника учебы по рекомендации ректора Нусова для прохождения производственной практики направили в племсовхоз "Прималкинский" Прохладненского района. Там, работая под руководством главного зоотехника Петра Плаксина, Мушагид Кушбиевич собирал материал для дипломной работы, которой руководил сам ректор, поэтому он и выбрал это хозяйство, зная, как серьезно и ответственно там относятся к выполнению планов пятилетки и добросовестному выполнению государственных задач. Высокая самодисциплина Вологирова, увлеченность работой и поддержка ректора стали основой его дальнейшей многолетней и очень плодотворной научной и практической деятельности. Защитив дипломную работу, Мушагид вернулся на родную землю, хотя предложений было много. На распределении присутствовал представитель министерства сельского хозяйства СССР, и перспективный выпускник Вологиров мог легко поехать в любой регион страны, но вот такие они, наши кавказские парни. Для них тепло родного очага и счастье матери, имеющей возможность обнять сына, дороже всего другого!
А во время студенчества с Мушагидом Кушбиевичем произошел очень важный для него случай. Ректора института, руководитель его дипломной работы и один из лучших преподавателей вуза Глеб Григорьевич Антиох дали ему рекомендацию в ряды КПСС. В 1958 году, шестьдесят лет тому назад, Мушагид Кушбиевич стал членом Коммунистической партии. Это было большим событием. Немногие преподаватели были тогда в рядах КПСС, а вот ему, комсомольцу-активисту, отличнику учебы, было оказано такое доверие.
Вернувшись в Кабардино-Балкарию Мушагид Кушбиевич в поной мере оправдал надежды своей семьи, своего легендарного дяди и свои мечты. Пройдя путь от главного зоотехника Мало-Кабардинского овцесовхоза, сделав его потом племовцесовхозом, до профессора КБГУ и КБГАУ, он честно и достойно живет на своей родной земле. Из 35 пород овец, существующих на сегодняшний день, одна из них выведена нашим соотечественником. Это очень долгий процесс упорного труда, принесшего славу не только автору, но и республике. Его научная и трудовая деятельность высоко оценены Родиной, а самое главное – его уважают и любят его соотечественники.
Какими бы не были достижения Мушагида Кушбиевича в науке, главным для себя он считает счастье в своей семье. С особой теплотой вспоминают в семье его маму, Гезу Хамзетовну, получив похоронку, она одна воспитала четверых детей, дала всем образование. Уходя на фронт, Кушбий Вологиров дал супруге наказ, во что бы то ни стало выучить сына! И Геза, прожив 103 года под теплым крылом повзрослевших своих детей в старости была поистине счастлива, что сдержала слово. Мушагид Кушбиевич вспоминает, что мать ни на минуту не сомневалась, когда дала согласие на его учебу в аспирантуре. Сыну нужно было оставить работу и учиться еще несколько лет. Выдержали, всем хватило её материнской ласки и куска хлеба. Семейное счастье для Мушагида Кушбиевича создала его прекрасная супруга-Леля Жахфаровна, удивительной доброты и сердечности женщина. С 1964 по 2005 год она преподавала математику в КБГУ и КБГАУ, великолепно владея русским языком и ораторскими навыками. Её поддержка, любовь и забота помогли Мушагиду Кушбиевичу достичь таких высот в науке. В своем сердце он хранит чувство огромной гордости за супругу, любовь к ней и не проходящую боль от её неожиданного ухода из жизни. Главное счастье Мушагида Вологирова сегодня - это его прекрасные сыновья: Амур с двумя красными дипломами о высшем образовании, Анзор, с тремя красными дипломами о высшем образовании и теперь уже внуки- отличники, медалисты, высококвалифицированные специалисты в различных отраслях деятельности. Ни на минуту не прекращает Мушагид Кушбиевич своей научной деятельности, собирает богатый справочный материал, пишет научные статьи и книги, всем сердцем радеет за возрождение высокого авторитета овцеводства в Кабардино-Балкарии.
Коммунисты первичной организации "Союз" гордятся своим товарищем и желают ему долгих и активных лет жизни, крепкого здоровья и благополучия.
Алена Чернова
|