Сб, 23 Ноя 2024, 03:16 Приветствую Вас Гость | RSSГлавная | Регистрация | Вход
Меню сайта
Поиск




НАШ БАННЕР
Главная » 2022 » Июнь » 19 » Перечитывая "Правду". На основе философии марксизма
23:36
Перечитывая "Правду". На основе философии марксизма

Да, во время революции делаются глупости, но и во всякое другое время тоже. При этом именно революции обеспечивают рывок вперёд в общественном развитии. Так В.И. Ленин использует меткое, основанное на диалектическом подходе изречение Ф. Энгельса из работы «Эмигрантская литература», оценивая значение первых послереволюционных лет.

Вряд ли можно назвать простым совпадением, что именно 100 лет назад, поздней осенью 1921 года, в переломный период истории молодого Советского государства — в момент перехода к новой экономической политике (нэп) В.И. Ленин несколько раз возвращается к важнейшему принципу строительства социалистического общества — соотнесению постулатов марксистской теории с конкретными вопросами, возникающими в реальной политической жизни. «Правда» уже напоминала об этом в связи со 100-летием выхода фундаментальной ленинской статьи «К четырёхлетней годовщине Октябрьской революции». Говорилось, в частности, и о том, что более предметно Ленин обращается к, скажем так, практическому звучанию марксизма двумя неделями позже ещё в одной своей статье «О значении золота теперь и после полной победы социализма», опубликованной тоже на страницах «Правды» в самые первые дни ноября 1921 года.

Казалось бы, статья с таким названием уж точно должна быть посвящена сугубо «прикладным» вопросам организации хозяйственной жизни и строительства экономических отношений при переходе к нэпу. Действительно, в ней идёт речь и об этом. Но далеко не только об этом. Так, прежде всего В.И. Ленин в этой статье вновь и вновь подчёркивает общемировое, общечеловеческое значение Великого Октября, а это — «революционный выход из империалистской всемирной войны; разоблачение и срыв бойни двух всемирных групп капиталистических хищников».

И напоминание об этом остаётся куда как актуальным и в день сегодняшний. Во всяком случае, если судить по тому, какой — выражаясь ленинским термином — империалистский бред продолжает нестись сегодня из уст прорежимных пропагандистов и наиболее «отвязных» антисоветчиков на основных политических ток-шоу на каналах российского телевидения. Называющие себя «историками» и «политологами» из кожи вон лезут, пытаясь оправдать — несмотря на миллионные людские жертвы — участие царской России в позорной империалистической войне, и открыто сожалеют по поводу того, что окончательно прогнившему режиму Романовых не удалось ещё и «прихватить» чужие территории. А помешал всему этому кто? Понятно кто — «проклятые большевики» во главе с Лениным!

Такие и похожие, с позволения сказать, тезисы с маниакальным упорством регулярно повторяют на тех же «Вечерах» у В. Соловьёва и главная путинская пропагандистка М. Симоньян, и оголтелые антикоммунисты вроде С. Багдасарова и Д. Дробницкого, и им подобные. И понятно, что каждый раз с очередным приближением 7 Ноября самые разнообразные выпады против коммунистов и ленинского наследия лишь усиливаются и множатся. Одно из излюбленных направлений таких выпадов — всё та же многократно пережёвываемая жвачка о якобы «многочисленных» и даже «постоянных ошибках», совершённых большевиками после Октября, а заодно и за всю советскую историю.

Подобным «критикам» — и современным ему, и нынешним — В.И. Ленин дал ответ ровно век назад как раз в статье «О значении золота...». Что вообще значит «ошибки»? — Ленин словно бы задаётся таким вопросом и приводит, в частности, меткое, основанное на диалектическом подходе изречение Ф. Энгельса из работы «Эмигрантская литература»: «Во время революции делаются глупости — как, впрочем, и во всякое другое время». Эти слова Энгельса В.И. Ленин использует, оценивая историческое значение преобразований первых послереволюционных лет.

Действительно, элементарное знание диалектики подтверждает, что ни один творческий — тем более революционно-творческий — процесс просто не может проходить без ошибок. Не ошибается, как хорошо известно, только тот, кто ничего не делает... Всё дело в том, какие это ошибки и каков общий итог такого процесса с точки зрения исторической значимости. В.И. Ленин делает на этой основе, казалось бы, простой, но при этом единственно возможный вывод: «Надо стараться поменьше их (ошибки. — О.Ч.) делать и поскорее исправлять сделанные, учитывая.., какие задачи и когда можно и какие нельзя решать приёмами чисто революционными» (выделено мной. — О.Ч.).

При этом для Ленина фраза о «революционных приёмах» — совсем не красное словцо, как, собственно, и само название рассматриваемой нами статьи. Напомним, что бóльшая часть 1921 года прошла не в борьбе с внутренней и внешней контрреволюцией (которая была уже в основном побеждена), а в горячих дискуссиях внутри самой партии по поводу теории и практики перехода к нэпу. А если брать ещё шире, то вообще по поводу соответствия самого нэпа и всего с ним связанного основным положениям марксистской теории. При этом ряды противников нэпа состояли далеко не только из упёртых начётчиков-карьеристов, знакомых с марксизмом «по верхам», но успевших в первые послеоктябрьские годы занять удобные места и совсем не желавших с ними расставаться. И даже не только из откровенных врагов, предпочитавших до времени маскироваться под «марксистов», — такие, конечно, тоже были, но они представляли меньшинство.

Главная же проблема состояла в том, что в первое время теорию и практику нэпа отказывалась принимать значительная часть искренне убеждённых коммунистов, считавших единственно возможной формой строительства социализма, по выражению В.И. Ленина, «штурмовую атаку». Таким товарищам Ленин терпеливо объясняет: «Всеми и всякими экономически-переходными формами позволительно пользоваться и надо уметь пользоваться, раз является в том надобность.., для немедленного оживления народного хозяйства в разорённой и измученной стране».

И один из наиболее ярких примеров — отношение к золоту, которое немалая часть честных партийцев, да и беспартийных сторонников Советской власти совершенно искренне в течение длительного времени воспринимала как один из главных символов кровавой эксплуатации трудящихся, своего рода квинтэссенцию капиталистических отношений. А тут вдруг — золотой червонец, положенный в основу всей финансовой системы Советской России (и в кратчайшие сроки сделавший советский рубль одной из самых крепких валют мира. — О.Ч.)! Необходимость налаживания торговли в социалистическом обществе! Да разве Маркс таким представлял себе строительство социализма?!.

В.И. Ленин даёт таким сомневающимся предельно чёткий ответ, произнося при этом знаменитую фразу — один из тех «сочных» пассажей, что известны даже тем отъявленным ненавистникам Ленина и коммунизма, которые не очень образованны по их же собственным стандартам. «Когда мы победим в мировом масштабе, — говорит Ленин, — мы, думается мне, сделаем из золота общественные отхожие места на улицах нескольких самых больших городов мира... Пока же: беречь надо в РСФСР золото, продавать его подороже, покупать на него товары подешевле» (выделено мной. — О.Ч.).

В этом ленинском «пока» — отражение всей диалектики марксизма, применяемой к решению важнейших вопросов, неизбежно встающих на повестке дня в процессе реального социалистического строительства. Особенностей которого, подчёркивает В.И. Ленин, в частности, изменений, возникающих в ходе этого процесса, «Маркс лично предвидеть не мог, но которые осознать можно только на почве философии и политики марксизма» (выделено мной. — О.Ч.).

И здесь мы опять отчётливо видим, как буквально несколькими предложениями Ленин прочерчивает своего рода алгоритм творческого, диалектического применения марксистской теории не только в современных ему условиях, но и в будущем строительстве социализма. «После победы пролетариата хотя бы в одной стране, — пишет он, — является нечто новое в отношении реформ к революции. Принципиально дело остаётся тем же (то есть, как и указывал К. Маркс. — О.Ч.), но по форме является изменение...» (выделено мной. — О.Ч.).

Значение этих слов вообще трудно переоценить. Это — ответ всем бывшим и нынешним антикоммунистам, сознательно, лживо пытающимся «свести» марксизм к застывшим догмам. Это, в частности, ответ и всем будущим «критикам» И.В. Сталина, обвинявшим (а кое-кто и сегодня на наших глазах продолжает обвинять!) преемника Ленина в том, что он-де «отступил от марксизма», взяв твёрдый курс на столь ненавистное всем им строительство социализма первоначально в одной стране!

Так вот, мы ещё раз убеждаемся: В.И. Ленин даёт однозначную установку марксистам будущих времён — ставить во главу угла и активно использовать отнюдь не застывшие формы, которые со временем могут устаревать и меняться, а именно принципы, то есть живой метод и философию марксизма. То есть именно то, чему во всей своей деятельности во главе Советского государства и мирового коммунистического движения следовал И.В. Сталин, однажды и на всю жизнь произнёсший исторические слова: «Что касается меня, то я только ученик Ленина и цель моей жизни — быть достойным его учеником».

И ещё один важный вопрос, связанный с тем самым золотом, отношение к которому так метко определяет В.И. Ленин. Его слова о том, что надо беречь золото, — вовсе не означают, что надо его копить, то есть хранить без движения «в подвалах». Его надо рачительно использовать — прежде всего на создание крупной передовой промышленности, которое невозможно без масштабных инвестиций. Это Ленин и его соратники очень хорошо понимали. Именно поэтому несколько позже, выступая с Отчётным докладом ВЦИК и Совнаркома на IX Всероссийском съезде Советов, В.И. Ленин особо подчёркивает, что восстанавливать и развивать производительные силы необходимо «не на старой, нищенской, мелкой основе, а на основе новой, на основе крупной промышленности и электрификации» (выделено мной. — О.Ч.).

А ещё накопленные средства были необходимы для реализации поистине небывалых в истории мер по подъёму образования и общей культуры населения, что и было осуществлено Советской властью. И стало той базой подъёма страны, без которой было бы невозможно превращение её в мировую сверхдержаву.

Ленинские заветы по рачительному использованию золота («золота» в широком смысле) как нельзя более актуальны сегодня, когда правительство и стоящая за ним кремлёвская администрация по-прежнему склонны, как говорят в народе, «солить» накопленные золотовалютные резервы, чтобы только не пускать их на развитие науки и новейших производств. «Деньги лежат!» — несколько раз повторил в ходе своего выступления на первом заседании Госдумы нового состава заместитель Председателя ЦК КПРФ Д.Г. Новиков, о чём «Правда» недавно сообщала. Лежат без движения. Добиться их использования в целях обеспечения научно-технического прорыва — важнейшая социально-политическая задача.

 Олег ЧЕРКОВЕЦ.

"Правда", №121, 2-8 ноября 2021 года

Просмотров: 294 | Добавил: POSTMAN | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Календарь
«  Июнь 2022  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
27282930
Архив записей
Ссылки

Официальный сайт КПРФ


Сайт газеты Правда



Рейтинг@Mail.ruRambler's Top100
Copyright MyCorp © 2024