Нравственный и духовный потенциал лидеров государств, политических деятелей и всех тех, от кого зависит судьба народа, в полной мере может оценить только время. Истории известны тысячи имен вначале воспетых, а затем развенчанных. Но есть и те, чей образ жизни, принципы, цели, равно как и способы их достижения, являются вневременными. Они востребованы при любом режиме и в самых разных обстоятельствах, потому что в их основе лежит такое понятие, как честь. Таким был и остается Тимбора Мальбахов, возглавлявший руководство республики три десятилетия. 18 ноября ему исполняется 100 лет. К этой дате ВГТРК ГТРК «Кабардино-Балкария» показывает полнометражный фильм под названием «Тимбора»: 16 ноября в 17:54 на канале «Россия1» зрители могут увидеть две первые части киноленты, 17 ноября в это же время будет показана третья часть. Автор фильма - заслуженный журналист КБР Ольга Мальбахова, внучка политика. В преддверии премьеры корреспондент задал ей несколько вопросов – о фильме и о Тиборе Мальбахове, каким его помнит внучка.
- Кому принадлежала идея создания фильма? Если не вам, то насколько она совпала с вашими намерениями?
- Поскольку Тимбора Мальбахов занимает определенное место в истории республики, то совершенно логично к 100-летию политика выпустить фильм о его жизненном пути. Кстати, и к его 90-летию были сняты два фильма: компанией НОТР и республиканским ТВ – в одном фильме я давала интервью как внучка, а в другом принимала участие как автор и ведущая….. Быть автором нового фильма, к 100-летию, мне предложил директор ВГТРК ГТРК "Кабардино-Балкария" Владимир Битоков - и, думаю, он руководствовался тем, что я не только внучка политика, но и журналист, который может самостоятельно создать киноленту (монтировать отснятый материал, не говоря уже о написании сценария). Звезды сошлись. Насчет «хочу-не хочу» - раздумий не было, предложили - я согласилась
- Как одной фразой обозначить то главное, что вы хотели сказать своим фильмом?
- Мне хотелось вынести идею киноповествования в заглавие. Сначала было желание назвать фильм «Тот, кто верил», затем - «Первый», мыслила также вернуться к прежнему, довольно удачному названию: «Человек-эпоха» - так назывался фильм к 90-летию Мальбахова, но в конечном итоге В. Битоков предложил назвать фильм одним словом : «Тимбора». И как-то все сразу встало на свои места. В принципе, личность Т.К. Мальбахова настолько весома, что одного его имени хватает, чтобы обозначить человека-глыбу, его имя стало нарицательным, и, как мне кажется, это название оказалось очень подходящим к фильму. Кинолента рассказывает о личности, о силе духа человека, который верил в коммунизм. Я понимаю, что сегодня его вера может кого-то насмешить, а между тем, к сожалению, я не могу назвать ни одного человека, который бы с такой самоотдачей и самопожертвованием служил своему народу сегодня.
- Дайте объективную оценку роли Мальбахова в истории республики.
- Могу сказать одно: если коммунисту в некоммунистические времена ставят памятник - значит он уже нерядовой политик. Значит, как руководитель республики, он в свое время сделал что-то такое, о чем помнят, за что чтят, за что уважают. Вместе с тем, он - дитя своей эпохи. Порой мне думается, что в этом есть какой-то символический момент, поскольку дед родился в год революции, а ушел из жизни, когда страна Советов распалась. Он остался в истории как образец политика социалистической формации, добившегося невероятных успехов в разных сферах жизни республики того времени.
- Часто ли он был просто дедушкой – и каким?
- Я самая старшая внучка, и годы работы деда совпали с моим детством – а это значит, что я видела его, как и все члены семьи в то время, крайне редко. В 80-е годы отца по работе пригласили на должность собственного корреспондента газеты «Известия» по Омской области. Наша семья на 5 лет уехала из республики. Мы, конечно, приезжали в Нальчик, но какие могли быть мои встречи с дедом? Тогда мне было скучно сидеть у дедушки с бабушкой в квартире, мне в те времена было интереснее общаться со своими ровесниками, я стремилась к ним. Став зрелым человеком, я часто жалела, что очень легкомысленно относилась к нашему общению. Поскольку мы виделись редко, то и вопросы деда были односложными: «…расскажи как у тебя дела, с кем ты дружишь, какие у тебя интересы….» . Сейчас бы, наверное, я бы сама задала деду множество вопросов…но увы. Моим младшим двоюродным сестрам и брату больше повезло видеть его «дедушкой»: ведь они были еще маленькими тогда, когда он ушел на пенсию. Они росли рядом с ним, они больше общались, больше были привязаны к нему. Каким он был для меня? Человеком, задающим вопросы. Внимательным и уставшим.
- Говорят, он был жестким руководителем. В таких случаях всегда бывают недовольные, бывают обиженные. Как он выстраивал отношения с такими людьми?
- Я могу лишь повторить рассказы о нем других людей. Говорили, что он ненавидел кулуарные чиновничьи сплетни и доносительство друг на друга. Не любил, когда врут или непрофессионально подходят к делу. Обиженными и недовольными бывают когда? Тогда, когда поймали на чем-то нелицеприятном, жульничестве, мошенничестве. Вот тогда, чтобы защититься, у такого человека включается инстинкт самосохранения - он становится врагом. С людьми, которые ему не нравились по каким-то причинам, дед обходился, как рассказывали, весьма жестко. Были и анонимки, и жалобы. Но дело в том, что у деда напрочь отсутствовало желание что-то урвать для себя. Обладая властью, он не позволял себе ничего лишнего, даже нелишнего. Он полностью изничтожил понятие «семейственность» в карьерном плане, не любил, когда его семья чем-то отличалась от среднестатистической семьи того времени. Любимый вопрос: «А как другие?» То есть дед не позволял пользоваться семье никакими привилегиями - и семья это принимала как должное. Жили, как все. Помню, в 90-е годы на короткое время появился термин «мальбаховщина» - честно говоря, я так и не поняла, что он обозначал. Наверное, как у каждого руководителя, у Тимборы Мальбахова были моменты, когда приходилось идти на компромиссы . Если ты заметная личность - у тебя всегда найдутся завистники и враги, всем не угодишь.
- Помните ли вы случаи, когда он признавал (пусть в кругу близких), что был неправ, поступил неправильно? И что он делал в таких случаях, если они были?
- Дед много размышлял. Все его тревоги и сомнения нашли отражение в записных книжках, которые после смерти были опубликованы в книге. В кругу близких он не говорил о политике, и бабушка Нина создавала ему все условия, чтобы он мог спокойно отдохнуть, а не обсуждать проблемы, которые у него были на работе. Будучи взрослой, я всегда удивлялась отношению деда к своему сыну – моему отцу. Он никогда его не хвалил, никогда не заботился о его материальном положении, никогда не продвигал по службе и не просил за сына. Как я уже говорила, наша семья в Омске прожила 5 лет. Затем мы вернулись в Нальчик. Оказалось, что нужно вновь получать жилье. В справке, которую мы привезли из Сибири, говорилось, что нам полагается квартира, аналогичная омской. Но этого дед позволить не мог, потому что, на его взгляд, было «слишком много метров». Так или иначе, мы всё же въехали в новую квартиру с гораздо меньшей площадью. Однако прожили там недолго – кто-то написал жалобу в Москву, что «сын Мальбахова получил незаслуженно квартиру в новом доме». Как известно, такие жалобы пересылались ведомством обратно в региональные министерства. Дед тогда дал нам три дня сроку, чтобы мы обменяли новый дом на старый. Папа всегда был послушным сыном. Мы переехали в неотремонтированную старую квартиру с еще меньшей квадратурой. Я не могу осуждать деда – такой он был человек, поблажек не делал ни чужим, ни своим. Удивительно, но слухов о семье Мальбахова ходило много. Например, говорили, что старший сын ему «неродной» (поэтому он такой скромный), или писали, что дед после выхода на пенсию «спился». Глупости, конечно. Дед до последних дней был в трезвом уме и памяти, интересовался политикой. Конечно, ему было тяжело, когда одним махом уничтожили все, что он на протяжении стольких лет создавал.
- Существовал ли для Мальбахова «национальный вопрос»? Если да, то в какой форме и насколько он его беспокоил?
- Не существовал. Об этом говорит и то, что в 50-х годах, когда вернулся балкарский народ обратно в республику - были предоставлены и земли, и жилье, и места в учебных заведениях, и рабочие места и тд. Дед был коммунистом, а для коммунистов важна дружба народов. Тимбора Мальбахов никогда не смотрел на национальную принадлежность человека - ему важны были рабочие и человеческие качества личности, его интеллектуальная составляющая.
- Дети – они гордились, что у них такой отец, стеснялись или особенно над этим не задумывались?
- Детям нужно было постоянно доказывать, что они что-то представляют сами по себе, независимо от того, кто их отец. Гордиться начинаешь, когда становишься взрослым, а когда ты ребенок, то подобные вещи не осмысляются объективно. Мне, например, в детстве не нравилась реакция людей на мою фамилию. Мне не нравилось, что в начальной школе один мальчик сказал: «Конечно, ты Мальбахова, тебе все можно!». Мне-то как раз ничего было нельзя, а обязанностей было много. Об отце могу сказать - он ни разу за всю свою жизнь не получал дивидендов от того, что был сыном главы республики. Жил в скромной квартире, был честным и небогатым человеком. Скажу так: в детстве дети были как все - ничем не отличались, став взрослыми они стали порядочными людьми, за жизнь которых не стыдно.
- Как он воспринимал свою работу: как работу, как миссию, как честь или как тяжкий груз?
- Наверное, как работу, как доверие партии. Ничего легко не давалось. Это не та должность, где все сыпется с неба. Тяжкий труд, бессонные ночи. Награды - это лишь верхушка айсберга, а все остальное - самоотдача и огромная ответственность за все происходящее. Он был безгранично предан родной Кабардино-Балкарии и отдавал республике все свои знания, опыт, незаурядный талант руководителя, который сочетался с глубоким интернационализмом.
- И как он воспринимал себя?
- Обыкновенным человеком, которому доверили важную работу. В записных книжках есть об этом записи, где Мальбахов признается, что он такой же как все и что ему не так уж легко, что радует, а что огорчает. В фильме, который выйдет на экраны, есть об этом небольшая глава, которая так и называется «Блокноты».
- Какой Тимбора Мальбахов видел Кабардино-Балкарию в будущем?
- Процветающей республикой, где живут счастливые люди. Однажды он написал: «Если бы я мог, если бы я умел….то над вами светило бы солнце и когда надо шли теплые дожди.. розы бы цвели и благоухали 365 дней в году и на них не было бы шипов…». Видимо, все-таки Тимбора Мальбахов не всегда бывал жестким, в глубине души мог быть и романтиком.
- Какова была его реакция на смену руководства страны, смену курса и последующие события (имеются в виду 90-е годы прошлого века)
- Конечно, это было ударом. Но он не «ушел в запой», как пишут несведущие (назовем их так) люди. Он интересовался политикой, остался верен Коммунистической партии. Он не одобрял развала страны, считал большой ошибкой политическую линию Горбачева. И, кстати, он сам просил Горбачева «отпустить» его на пенсию, потому что «участвовать в этой авантюре» не желал. Горбачев не сразу отпустил его на пенсию. Пришлось просить два или три раза.
- Как бы вы определили жанр своей работы? Что было для вас самым трудным в работе над фильмом?
- Это документальный фильм. Я его разбила на главы, которые рассказывают об определенных вехах в жизни Тимборы Мальбахова. Трудным было не «свалиться» в эмоции, не переборщить с текстом, не сделать «внучкин» фильм. То есть, все-таки первичен подход журналиста.
- Кто его (фильма) автор - журналист Ольга Мальбахова или все-таки внучка?
- Если бы я была просто «внучкой» - этого было бы мало. Я надеюсь, что именно принадлежность к этой семье помогла мне вложить в работу чуть больше души. И в то же время, профессия теле-радио-журналиста дала возможность сделать фильм как положено, не скатываясь в самодеятельность. Думаю, что неплохо было, что я сама выступила и в роли монтажера, поскольку я возвращалась к некоторым эпизодам фильма по нескольку десятков раз – этого не вынесет ни один монтажер. Тем более, что на любом телевидении выпуск фильма или передачи - это бесконечный конвейер, и никто бы мне не дал по стольку раз просматривать на монтажном столе материал, вслушиваться в музыкальный фон. Фильм монтировался мной дома - техника позволяла.
- Как вы думаете, кто будет снимать фильм, допустим, к 105-летию политика? Тоже вы?
- Мне немного печально говорить об этом, но, думаю, что это последний фильм, посвященный Мальбахову. Дело в том, что меняются времена, люди. Сейчас о Мальбахове помнит старшее и среднее поколения, дальше идет поколение, родившееся после распада СССР . У них другие приоритеты и интересы.
|