Выступление заместителя Председателя ЦК КПРФ, председателя Комитета Государственной думы по природным ресурсам, природопользованию и экологии, академика РАСХН В.И. Кашина 15 марта 2013 года на «правительственном часе» по отчёту министра сельского хозяйства Российской Федерации Н.В. Фёдорова
Компартия Российской Федерации, наша фракция всегда поддерживали крестьянство и впредь будут поддерживать. Тем не менее ситуация на селе только ухудшается.
СВОЁ ВЫСТУПЛЕНИЕ хочу начать с вопросов, которые задаём не только мы, коммунисты, но и все крестьяне. Почему в конце концов напряжённый труд крестьянства и даже некоторая положительная динамика в развитии сельскохозяйственного производства на уровне примерно 16% за последние 5 лет так и не привели к улучшению положения на селе? Почему на селе господствует нищета, а в производстве рентабельность едва достигает 5%? Более того, некоторые наши лучшие аграрные регионы, флагманы сельскохозяйственного производства, такие, как, например, Татарстан, Белгородская область, в 2011 году даже снизили рентабельность до отрицательных значений (от минус 5 до минус 20%), то есть из прибыльных превратились в убыточные. В 2012 году этот процесс распространился и на другие лучшие хозяйства, имеющие европейские достижения по надоям, урожайности и т.д., и они стали убыточными. Особенно пострадали свиноводство и птицеводство. Почему вместо конкурентной среды создаётся её антипод — антирыночная, антикрестьянская среда, в которой никакого просвета не просматривается?
Можно сколько угодно говорить о разных принимаемых мерах, выбранных направлениях и движениях и даже увидеть где-то точку роста. Но мы не должны заниматься самообманом. Надо реально оценивать ситуацию, если мы хотим действительно изменить её к лучшему. Отрасль в целом потеряла в интегральных оценках производства примерно в 3—4 раза к уровню 1990 года. В том числе в 4 раза уменьшились инвестиции, в 17 раз снизилась государственная поддержка сельского труженика. В общих основных фондах страны доля сельского хозяйства сократилась в 4 раза.
И какие бы мы ни говорили красивые слова, но факты говорят сами за себя, как нельзя лучше характеризуя политику государства по отношению к своему кормильцу. За правильными словами пока не просматривается та система мер, которая могла бы обеспечить необходимую динамику возрождения сельскохозяйственного сектора экономики. Более того, приведённая официальная статистика указывает на тот факт, что нынешние «профессионалы»-аграрии не в состоянии даже согласовать между собой отдельные её позиции. Так, по статистике, поголовье молочного стада уменьшается, кормов заготавливается меньше, а производство молока увеличивается. Что это такое, как не «потёмкинские деревни»? Кому нужны эти приписки и дутые цифры?
Исходя из этого, мы все, и депутаты, и правительство, и выступавший здесь министр, должны осознать и понять свою ответственность за нынешнее состояние российского села и его будущее. Ведь давайте возьмём такой факт из реальной жизни. Завершилась пятилетняя федеральная программа по развитию и поддержке АПК. Каковы её итоги? Они и печальны, и смешны. Из двенадцати основных индикаторов по одиннадцати она провалена. Не провалена лишь по одному. Но по какому?! Оказывается, мы добились успехов в увеличении ресурсной мощности в личных подсобных хозяйствах. Ну надо же такое придумать! Деревни тысячами сметаем с лица земли, крестьян на треть убавилось, а ресурсная мощность личных подсобных хозяйств, оказывается, выросла! Кому нужны подобные статистика и отчётность?
Провалено всё, что связано с развитием села, с устойчивостью территорий, с социальной сферой. Уровень заработной платы на селе едва достигает 53% от средней по промышленности .
Село загнали в долги. Почему эта ситуация десятилетиями практически не меняется? Почему крестьян превратили в вечных изгоев? И ведь перспектива остаётся весьма туманной, свет в тоннеле пока не просматривается. В новой федеральной программе по развитию АПК опять закладывается всего лишь 3—4-процентное увеличение финансирования на водоснабжение, газификацию и социальное обустройство деревни. И самое печальное, всё это закрепляется через планируемую нищенскую зарплату. Спрашивается, кому нужно такое планирование? Очевидно, только тем, кто решил лишить страну продовольственной безопасности .
В АПК резко недостаёт кадров, особенно механизаторов, специалистов. Молодёжь всё чаще принимает решение покинуть сельскую местность. А что привлекательного остаётся на селе, если зарплата нищенская, труд тяжёлый, жилья нет, дороги не строят, количество фельдшерских и акушерских амбулаторий сократилось в 11 раз? Аналогичная ситуация складывается с детскими садами, больницами, школами, домами культуры. В примитивном состоянии, с оборудованием 70—80-х годов прошлого века находятся колледжи и профтехучилища по подготовке механизаторов широкого профиля и других специалистов.
С подобными подходами мы ничего не добьёмся и ничего не изменим. Можно только окончательно потерять возможность обеспечить продовольственную безопасность страны. Социологические исследования свидетельствуют о том, что около 50% селян готовы покинуть деревню.
Что мы предлагаем? Во-первых, срочно заняться исправлением провальной ситуации на селе, в первую очередь решить социальные вопросы, включая проблему повышения заработной платы, без чего вообще решить ничего не удастся. Во-вторых, необходимо разработать и реализовать меры по технологическому обновлению агропромышленного комплекса, для чего важно решить вопросы льготного кредитования села и лизинга сельхозтехники. Мы должны не 20 тысяч тракторов поставлять для АПК в год, а минимум 50 тысяч, в 2—3 раза увеличить приобретение зерноуборочных и кормоуборочных комбайнов, не забывая при этом и о подготовке соответствующих кадров механизаторов.
Наконец, пора решить и такую острую проблему, как диспаритет цен. Государственную поддержку на 1 гектар пашни надо поднять до уровня Евросоюза или хотя бы на уровень Белоруссии и Казахстана, по крайней мере — не ниже уровня 1990 года. Та поддержка, что сегодня получает крестьянин на гектар пашни в размере примерно 208 рублей, — это слёзы, иначе и не назовёшь. Ведь только известкование 1 гектара обходится почти в 20 тысяч рублей. Намеченные государственной программой меры, в том числе 208 рублей на 1 гектар пашни, даже при двух-трёхкратном увеличении ничего не дают в сравнении с уровнем государственной поддержки в 330 евро на гектар в Евросоюзе. Как можно конкурировать с европейским производителем с разницей в поддержке государством своего крестьянина в 50—60 раз меньше да ещё при зашкаливающем диспаритете цен?! А если добавить сюда ещё раскорчёвку деревьев, их утилизацию и другие аграрные мероприятия, то какую часть расходов покроет крестьянин государственной поддержкой в размере 208 рублей? Именно поэтому сегодня заброшены 41,5 млн. га пашни, 92 млн. га сенокосов и пастбищ. Деградируют даже тучные чернозёмы. К примеру, в Московской области, одной из лучших аграрных областей, 540 тыс. га сельскохозяйственной земли не обрабатываются, 20% земель подвержены закислению. Обрабатываются всего 520 тыс..
Не лучше ситуация по всему Нечерноземью и Центральной России. Так дальше продолжаться не может. Вот почему мы настаиваем на государственной поддержке села на уровне государств — участниц ВТО. Необходима государственная программа по вводу земель сельскохозяйственного назначения в сельскохозяйственный севооборот.
Остаётся нерешённым и вопрос доступа крестьян на рынок. По-прежнему на труде крестьянина наживаются всякого рода посредники и прихлебатели. Решить эту проблему можно было бы путём организации сети сельхозрынков, возрождения сельхозпотребкооперации и принятия закона «О торговле».
Сегодня крупные торговые сети узурпировали практически всю торговлю продовольствием. При этом умело спекулируют импортом, загоняют отечественного производителя в нишу, где он вынужден довольствоваться 10—15% стоимости в рознице доли своего труда. В мире труд крестьянина в розничной цене продовольствия оценивается в 50% от общей стоимости. Так было и в СССР. А сейчас отечественные олигархи и владельцы торговых сетей в погоне за прибылью вконец разоряют крестьян. Роль аграрных союзов и в целом агропромсоюза в решении этого вопроса ничтожна. Да и наш закон «О торговле» думское большинство зарубило. Со своей стороны мы убеждены, что решение этого вопроса было бы одним из основных стимулов обеспечения качественным продовольствием населения страны.
Большая работа предстоит и в законодательном плане. Фракцией КПРФ подготовлен целый пакет законов по поддержке АПК страны и крестьянства. Давайте займёмся их рассмотрением и примем в ближайшее время. Их ждут и на селе, и в Росрыболовстве, Росрыбхозе, и в отрасли в целом. Тем более сегодня это особенно актуально, если учесть, что отрасль и все её составляющие начали работать в не очень комфортных условиях ВТО.
Оперативность реагирования на складывающуюся ситуацию нужна не только парламенту, но и министерству. Ведь три месяца прошло нового года, а на селе никакого финансирования. Такого не было никогда, только Сердюков по полгода не выплачивал деньги ВПК.
Хочу обратить внимание на важность земельных отношений. Они требуют от нас особого внимания и осмысления. Мы ни в коем случае не должны потерять категорийность земель. По-прежнему вызывают тревогу деградация земель сельхозназначения, снижение плодородия почв. Ежегодно сорняки выносят из почвы в 2 раза больше полезных веществ, чем вносится удобрениями. Остро стоят проблемы защиты растений от вредителей и болезней, мелиорации, агромелиорации и т.д. Недавно состоялось годичное собрание Россельхозакадемии, на котором эти вопросы прозвучали особенно отчётливо и тревожно. Говорил по данной теме сегодня и министр, что воспринимается вполне положительно. Главное, чтобы слова не расходились с делами.
Роль государства в возрождении сельской отрасли остаётся главной и решающей. Без государственной поддержки, без государственного регулирования всей сложной совокупности накопившихся проблем изменить ничего не удастся. Надо немедленно задействовать государственные регуляторы, в том числе и в таком важном вопросе, как рынок зерна. Если бы мы, например, вовремя наложили эмбарго на вывоз зерна, не было бы такого сегодня провала в птицеводстве и в свиноводстве. Политика вывоза зерна из страны, вместо глубокой переработки, является пагубной для страны. Федеральный бюджет теряет на этом огромные деньги. Экспорт зерна — это всё та же торговля сырьём вместо готовой продукции, которую мы импортируем, обеспечивая конкурентов и сырьём, и рабочими местами, и солидной прибылью.
Несколько лет мы убеждали министра сельского хозяйства и правительство, которые взахлёб радовались этой дури. Десятки раз с трибуны Государственной думы мы говорили, что вывозить зерно за рубеж — это не только потеря 15 тыс. рублей с тонны, но и утрата рабочих мест, порождение безработицы и вывоз за рубеж минимум 40 млрд. долларов. Хорошо, что наконец-то новый министр нас сегодня заверил, что он это понимает. Ведь в СССР производили продовольствия очень много, но плохо хранили и ещё хуже его перерабатывали, отсюда и пустые прилавки.
Особенно важно восстановить проведение зерновых интервенций, причём не менее 15 млн. ежегодно, уметь эффективно распорядиться резервом. Ведь ситуацию на рынке зерна можно сравнить с лесными пожарами 2010 года, только в квадрате по важности.
В заключение несколько слов по предложениям в новую программу до 2020 года и отраслевые подпрограммы. Развитие селекции, семеноводства, питомниководства, выращивание племенного скота должны поддерживаться государством. Защита растений, животных, мелиорация и агромелиорация — все эти направления необходимо взять под особый контроль. Россельхозбанк, Агролизинг, сельхозстрахование — это особые рычаги министерства. И работают они пока неудовлетворительно.
Необходимы меры по усилению контроля за качеством продовольствия, особенно за импортом в условиях ВТО. Пора министру сельского хозяйства быть министром сельского хозяйства и продовольствия и решать комплексно все вопросы производства, переработки и реализации продовольствия потребителю. Сегодня именно та ситуация, когда министр должен иметь статус вице-премьера правительства РФ и быть профессионалом в своём деле.
Одним словом, крестьянин ждёт от нас не красивых слов, а реальной помощи. Давно пора перейти от рисования благостных картин к реальным делам серьёзной государственной политики в сфере обеспечения продовольственной безопасности страны. Мы обязаны сделать в ближайшее время то, чего не сделали за всё время пустых разговоров и общений, — сделать российский АПК мощным и конкурентоспособным в условиях ВТО, а жизнь на деревне привлекательной и обеспеченной.
|